• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Тематический модуль «Введение в медиаисследования» раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы, оформление результатов и этические вопросы. Тематический модуль под названием «Количественные методы в медиаисследованиях» познакомит со спецификой количественных исследований медиаконтента с акцентом на контент-анализе и опросных методах сбора информации. Наконец, тематический модуль «Качественные методы в медиасследованиях» посвящен качественному контент- и дискурс-анализам. По итогам освоения курса студенты выполняют практические задания: разрабатывают и пилотируют собственный исследовательский инструментарий как в индивидуальном порядке, так и в небольших группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в том числе в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает дизайн исследования
  • Адекватно выбирает методы, стратегии, подходы.
  • Находит и использует научную литературу.
  • Находит качественные научные источники.
  • Оформляет текст, ссылки и список литературы согласно российским / международным стандартам.
  • Представляет и защищает проект медиаисследования.
  • Работает с базами зарубежной научной периодики.
  • Проектирует дизайн медиаисследования
  • Самостоятельно делает обзор литературы
  • проводит онлайн-исследования
  • составляет опросный инструментарий в качественных исследованиях
  • составляет опросный инструментарий в количественных исследованиях
  • Формулирует исследовательские вопросы для качественного исследования
  • Описывает и применяет основы фрейм-анализа
  • Описывает и применяет метод контент-анализа
  • Описывает и применяет принципы построения выборки в медиаисследовании
  • Использует методологические концепции в соответствии с темой исследования
  • Обосновывает методологические концепции и их применение в исследовательском проекте
  • Разбирается в академических жанрах и имеет навыки составления соответствующих текстов в соответствии с их законами
  • Умеет мыслить проектно и работать в команде
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаисследования как междисциплинарная область
  • Теория, поиск и обзор литературы
  • Дизайн и методы медиаисследования
  • Дизайн и стратегии медиаисследования
  • Представление результатов исследования
  • Академическая этика
  • Количественный анализ медиатекстов
  • Количественный контент-анализ
  • Количественные опросные методы
  • Анализ количественных данных и их визуальное представление
  • Границы применения количественного метода
  • Введение в качественные опросные методы
  • Подготовка и проведения экспертного интервью
  • Качественный контент-анализ
  • Другие качественные методы
  • Медиаисследования в России и за рубежом
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Студентам необходимо участвовать в дискуссии на занятиях с преподавателем и друг с другом, формируя диалогическую коммуникацию, демонстрируя фоновые и полученные в ходе подготовки к занятию знания и избегая многократного повторения одних и тех же суждений. Вопросы студентам в аудитории даёт преподаватель, вопросы базируются на домашнем задании. Оценка за данный элемент контроля умножается на коэффициент, указанный в итоговой формуле оценивания дисциплины, и суммируется с оценками за другие виды работ.
  • неблокирующий Составление списка литературы
    Работа со списком литературы – это важная часть академической культуры. Она позволяет получить представления об изменчивости научных канонов, состоянии актуальных дискуссий, ключевых исследователях, научных учреждениях, периодических изданиях, а также о регулярных академических мероприятиях в сфере коммуникаций и медиа. В течение 1 модуля студенты формируют список актуальной литературы для своих курсовых работ в соответствии с утвержденной предварительной исследовательской темой. Список составляется индивидуально, сдается преподавателю с комментариями в формате документа Microsoft Word и оценивается по десятибалльной шкале. Оценка за данный элемент контроля умножается на коэффициент, указанный в итоговой формуле оценивания дисциплины, и суммируется с оценками за другие виды работ.
  • неблокирующий Практика разработки инструмента исследования во 2 модуле
    После изучения количественных методов студенты разбиваются на группы по 4-5 человек и готовят презентацию, содержащую в себе: тему исследования в заданной методологии, его задачи, выборку исследования, а также анкету опроса. Студенты делают презентацию во время одного из семинарских занятий, её длительность - 5-10 минут в зависимости от требований преподавателя.
  • неблокирующий Написание введения курсовой работы
    Студенты пишут введение к своей курсовой работе. Текст состоит из следующих обязательных элементов: научная новизна, актуальность, проблема исследования, степень изученности проблемы, исследовательский вопрос, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, гипотеза, методы исследования, эмпирическая база, теоретическая база исследования. Работа выполняется и сдаётся индивидуально. Студенты пишут введение в документе Microsoft Word в соответствии с требованиями изученного в 1 модуле ГОСТа. Объем введения – не более 4 страниц (12 000 знаков с пробелами). Работа должна содержать название, данные автора (ФИО, статус, аффилиация) и сам текст введения.
  • неблокирующий Практика разработки инструмента исследования в 3 модуле
    После изучения качественных методов исследования (например, индивидуальное и групповое интервью) студенты разбиваются на группы по 4-5 человек и готовят презентацию, содержащую в себе следующие элементы: тему исследования в заданной методологии, его задачи, выборку исследования, а также гайд для индивидуального или группового интервью.
  • неблокирующий Написание тезисов для конференции
    В третьем модуле студенты учатся представлять результаты своего исследования в качестве тезисов для научной конференции. Тезисы – это краткое изложение исследовательской работы, содержащее в себе все основные пункты исследования (актуальность, основные концепции, методы исследования, основные результаты работы, выводы). Прежде, чем выполнять письменную домашнюю работу, студенты ознакомятся с правилами написания тезисов, сравнят изложение результатов исследовательских работ в трех академических жанрах (аннотация, тезисы, статья), выработают гайд написания тезисов для конференции. В основании написания тезисов будет лежать актуальная курсовая работа студентов, утвержденный в 1 модуле дизайн исследования. В дальнейшем написанные тезисы могут лечь в основу написания введения к курсовой работе, заключения, а также реальной заявки для студенческой и научной конференции. Студенты подготавливают тезисы в документе Microsoft Word в соответствии с требованиями изученного в 1 модуле ГОСТа. Объем тезисов – не более 1 страницы (3000 знаков). Работа должна содержать название, данные автора (ФИО, статус, аффилиация) и сам текст тезисов. Отдельные положения тезисов стоит оформлять в разных абзацах.
  • неблокирующий Текст-обоснование выбранной методологии
    В качестве формы контроля в конце 3 модуля студенты сдают текст, в котором обосновывают выбранную для своей курсовой работы методологию. Работа выполняется индивидуально. Данный формат работы демонстрирует способность студента выбирать подходящее методологическое основание работы и методы сбора и анализа данных, которые будут соответствовать поставленной цели, задачам и общей проблематике исследования. Подготовленный текст обоснования методологии может быть в дальнейшем использован студентом для курсовой работы. Текст обоснования методологии должен включать в себя: ФИО студента, полное наименование темы исследования, исследовательский вопрос, цель и задачи исследования, описание эмпирической базы, описание методов сбора и анализа данных исследования и аргументацию их выбора, список используемой литературы. Обоснование методов исследования предполагает описание самого метода с ссылкой на конкретного автора или подход, описание преимуществ и ограничений данного метода для сбора и анализа данных применительно к представленной теме исследования. В конце текста обоснования должен быть представлен список используемых источников и литературы. В случае написания теоретической работы, не опирающейся на первичные или вторичные эмпирические данные, студент представляет описание и обоснование методов поиска и отбора литературы для теоретической рамки своего исследования с учетом их преимуществ и ограничений применительно к выбранной теме исследования. Текст обоснования предоставляется студентом в формате в формате файла Microsoft Word в установленные преподавателем сроки. Объём всего текста обоснования: от 500 до 3000 слов (включая все перечисленные выше содержательные элементы текста).
  • неблокирующий Защита проекта курсовой работы
    Защита проекта курсовой работы проходит в форме устного выступления (допустимо использование презентации ppt, аудио-, видео-, фотоматериалов), включающего обязательные пункты: для академического формата: объект и предмет;цели и задачи, гипотеза, научная проблема и актуальность; план теоретической части; план практической части; теоретическая база; методы; выводы; новизна;. . для творческого формата: объект и предмет;задачи, план, теоретическая база, общественная проблема; план творческой части; описание формы медиапродукта; описание содержания медиапродукта; соотношение теоретической и творческой частей; новизна и оригинальность медиапродукта; новизна и оригинальность медиапродукта
  • неблокирующий Презентация идеи курсовой работы
    Студент готовит устное выступление с описанием идеи курсовой работы, включающее обязательные пункты (см. критерии оценки). Студент готовит выступление, в котлром он должен ппедставить следующие обязательные пугнкты: для работ академического типа: соотношение темы и цели работы , актуальность (1 балл), объект и предмет (2 балла), исследовательский вопрос/ гипотеза , исследовательская проблема , суть планируемого исследования , ожидаемые результаты , новизна.. для работ в творческом формате: соотношение общественной проблемы и темы; актуальность проекта; выбор формата и специфика жанра; предмет теоретической записки; цель теоретической записки; решение профессиональной проблемы в теоретической записке; необходимые теоретические или эмпирические исследования; новизна и значимость проекта; На выступление у студента есть до 10 минут. Для выступления студент должен использовать визуальную поддержку в виде слайдов презентации Power Point или ее аналогов..
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.06 * Активность на семинарских занятиях + 0.06 * Активность на семинарских занятиях + 0.06 * Активность на семинарских занятиях + 0.22 * Написание введения курсовой работы + 0.1 * Написание тезисов для конференции + 0.05 * Практика разработки инструмента исследования в 3 модуле + 0.05 * Практика разработки инструмента исследования во 2 модуле + 0.1 * Составление списка литературы + 0.3 * Текст-обоснование выбранной методологии
  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Защита проекта курсовой работы + 0.5 * Презентация идеи курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и теория медиа [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — (Учебники Высшей школы экономики). - 978-5-7598-1488-7 - Кирия И. В., Новикова А. А. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382704 - 382704 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна