Бакалавриат
2024/2025
Методика преподавания русского языка для иностранцев
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бинштейн Маргарита Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества.
Цель освоения дисциплины
- знать специфику обучения РКИ (в отличие от РКН, РКР, РКДР)
- знать основные принципы методики преподавания РКИ
- знать особенности системы тестирования ТРКИ и критерии оценивания текстового материала
- уметь пользоваться Стандартами и Лексическими минимумами при отборе и разработке учебного материала
- уметь планировать процесс обучения в зависимости от поставленных целей обучающегося
- уметь использовать разные методы и технологии обучения РКИ
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
- Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник.
- Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
- Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
- Обучение грамматике.
- Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
- Обучение навыкам аудирования.
- Обучение говорению и произношению.
- Обучение навыкам чтения и лексике.
- Обучение письменным навыкам.
- Психологические основы обучения.
- Планирование урока. Подведение итогов курса.
Элементы контроля
- разработка урокана основе изученных методик студент подготавливает разработку собственного урока
- активность на семинарах и выполнение домашних заданийВ течение модуля студент выполнял практические домашние задания, а также активно участвовал в обсуждении дискуссионных тем
- Составление полиморфного теста итогового контроляСтудент составляет полиморфный (задания минимум 5 форм) критериально ориентированный тест итогового контроля по спецкурсу "Русский язык как иностранный"
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Составление полиморфного теста итогового контроля + 0.4 * активность на семинарах и выполнение домашних заданий + 0.3 * разработка урока
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Перехвальская, Е. В. Этнолингвистика : учебник для академического бакалавриата / Е. В. Перехвальская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02616-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433205 (дата обращения: 28.08.2023).
- Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.