Бакалавриат
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Деловой этикет
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Иванова Екатерина Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс рассматривает деловой этикет как демонстрируемый уровень этики бизнеса. Акцент сделан на устных и письменных формах коммуникации, а также на ключевых поведенческих моделях, применяемых в типичных деловых ситуациях, которые выражают представления людей об этичности. Студентам предлагается курс, сочетающий теорию и практику делового этикета по трем основным направлениям – письмо, устная речь и поведение:•письмо (этикетные принципы деловой переписки; анатомия официальных писем; формальные языковые модели и связанные с ними грамматические, лексические и графические трудности)•устная речь (речевое поведение и этикетные формулы для основных ситуаций – приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба и др.; small talk; этикет телефонного разговора)•поведение (этикет первой встречи; церемониальный этикет – приглашение, состав участников встречи, выбор времени и места, транспорт, устный перевод, прием пищи и т. д.; протокол флага).Курс обобщает лучшие мировые практики делового этикета, дополненные элементами государственного протокола. Рекомендуется для студентов, желающих улучшить свои коммуникативные навыки и получить новые знания, востребованные в различных профессиональных областях.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать обоснованные суждения о роли этикета в современном бизнесе; применить на практике (в письменной и устной речи и деловых поведенческих моделях) нормы, регламентирующие типичные коммуникативные ситуации; развить навыки эффективного вербального и невербального общения.
Планируемые результаты обучения
- Студенты составляют деловые тексты, используя сочетание официального и информационного стилей; оценивают качество официальной переписки одногруппников; используют изученные языковые модели; избегают типичных грамматических и лексических проблем деловой переписки.
- Студенты применяют речевые клише, соответствующие определенной этикетной ситуации; инициируют и принимают участие в small talk; демонстрируют эффективную бизнес-коммуникацию по телефону.
- Студенты применяют правила церемониального этикета в различных деловых ситуациях; различают коды на визитных карточках; разрабатывают официальные и неофициальные программы деловых встреч.
- Студенты составляют тексты деловых писем, используя сочетание официального и информационного стилей; оценивают качество официальной переписки одногруппников; используют изученные языковые модели; избегают типичных грамматических и лексических проблем деловой переписки.
- Студенты применяют речевые клише, соответствующие определенной этикетной ситуации; инициируют и принимают участие в small talk; демонстрируют эффективную деловую коммуникацию по телефону.
- Студенты применяют на практике правила церемониального этикета в различных деловых ситуациях; различают коды на визитных карточках; разрабатывают официальные и неофициальные программы деловых встреч.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхУчастие в дискуссиях (вопросы и ответы), высказывание обоснованных мнений, представление результатов групповых обсуждений.
- Итоговый тест
- Мини-тестТест из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов, проводимый в начале каждого занятия на основе пройденного материала.
- Деловая ситуацияСтуденты работают в мини-группах. Каждая группа описывает реальную ситуацию в бизнесе (например, приглашение представителя иностранной компании посетить офис и провести переговоры) и готовит короткую презентацию (максимум 10 минут) для разбора в аудитории. В качестве альтернативы студенты могут записать видео и воспроизвести его в классе. Домашнее задание представлено на предпоследнем семинаре
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.25 * Деловая ситуация + 0.25 * Итоговый тест + 0.25 * Мини-тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вуд, Д. Дипломатический церемониал и протокол : справочник / Д. Вуд, Ж. Серре , перевод с английского Ю. П. Клюкина [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Международные отношения, 2019. — 384 с. — ISBN 978-5-7133-1636-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142943 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 348 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-018532-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2008759
Рекомендуемая дополнительная литература
- Виртуоз телефонного общения - 978-5-94193-884-1 - Рыбкин И., Ханевская Л. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/370423 - 370423 - iBOOKS
- Егоров, В. П. Дипломатический протокол и этикет / В. П. Егоров, А. В. Слиньков. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 208 с. — ISBN 978-5-507-48087-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/341135 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Колышкина, Т. Б. Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство : учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 145 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14216-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513409 (дата обращения: 27.08.2024).