• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Деловой этикет

Статус: Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает деловой этикет как демонстрируемый уровень этики бизнеса. Акцент сделан на устных и письменных формах коммуникации, а также на ключевых поведенческих моделях, применяемых в типичных деловых ситуациях, которые выражают представления людей об этичности. Студентам предлагается курс, сочетающий теорию и практику делового этикета по трем основным направлениям – письмо, устная речь и поведение:•письмо (этикетные принципы деловой переписки; анатомия официальных писем; формальные языковые модели и связанные с ними грамматические, лексические и графические трудности)•устная речь (речевое поведение и этикетные формулы для основных ситуаций – приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба и др.; small talk; этикет телефонного разговора)•поведение (этикет первой встречи; церемониальный этикет – приглашение, состав участников встречи, выбор времени и места, транспорт, устный перевод, прием пищи и т. д.; протокол флага).Курс обобщает лучшие мировые практики делового этикета, дополненные элементами государственного протокола. Рекомендуется для студентов, желающих улучшить свои коммуникативные навыки и получить новые знания, востребованные в различных профессиональных областях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать обоснованные суждения о роли этикета в современном бизнесе; применить на практике (в письменной и устной речи и деловых поведенческих моделях) нормы, регламентирующие типичные коммуникативные ситуации; развить навыки эффективного вербального и невербального общения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты составляют деловые тексты, используя сочетание официального и информационного стилей; оценивают качество официальной переписки одногруппников; используют изученные языковые модели; избегают типичных грамматических и лексических проблем деловой переписки.
  • Студенты применяют речевые клише, соответствующие определенной этикетной ситуации; инициируют и принимают участие в small talk; демонстрируют эффективную бизнес-коммуникацию по телефону.
  • Студенты применяют правила церемониального этикета в различных деловых ситуациях; различают коды на визитных карточках; разрабатывают официальные и неофициальные программы деловых встреч.
  • Студенты составляют тексты деловых писем, используя сочетание официального и информационного стилей; оценивают качество официальной переписки одногруппников; используют изученные языковые модели; избегают типичных грамматических и лексических проблем деловой переписки.
  • Студенты применяют речевые клише, соответствующие определенной этикетной ситуации; инициируют и принимают участие в small talk; демонстрируют эффективную деловую коммуникацию по телефону.
  • Студенты применяют на практике правила церемониального этикета в различных деловых ситуациях; различают коды на визитных карточках; разрабатывают официальные и неофициальные программы деловых встреч.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Этикет деловой переписки
  • 2. Речевой этикет
  • 3. Поведенческий этикет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Участие в дискуссиях (вопросы и ответы), высказывание обоснованных мнений, представление результатов групповых обсуждений.
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Мини-тест
    Тест из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов, проводимый в начале каждого занятия на основе пройденного материала.
  • неблокирующий Деловая ситуация
    Студенты работают в мини-группах. Каждая группа описывает реальную ситуацию в бизнесе (например, приглашение представителя иностранной компании посетить офис и провести переговоры) и готовит короткую презентацию (максимум 10 минут) для разбора в аудитории. В качестве альтернативы студенты могут записать видео и воспроизвести его в классе. Домашнее задание представлено на предпоследнем семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.25 * Деловая ситуация + 0.25 * Итоговый тест + 0.25 * Мини-тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вуд, Д. Дипломатический церемониал и протокол : справочник / Д. Вуд, Ж. Серре , перевод с английского Ю. П. Клюкина [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Международные отношения, 2019. — 384 с. — ISBN 978-5-7133-1636-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142943 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 348 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-018532-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2008759

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виртуоз телефонного общения - 978-5-94193-884-1 - Рыбкин И., Ханевская Л. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/370423 - 370423 - iBOOKS
  • Егоров, В. П. Дипломатический протокол и этикет / В. П. Егоров, А. В. Слиньков. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 208 с. — ISBN 978-5-507-48087-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/341135 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Колышкина, Т. Б.  Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство : учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 145 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14216-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513409 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Иванова Екатерина Алексеевна
  • Белохлебова Наталья Александровна