• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Психология массовой коммуникации

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина предназначена для студентов образовательной программы “Психология”. В данном курсе рассматривается применение психологических теорий к анализу массовой коммуникации, методов изучения массовой коммуникации, а также особое внимание уделяется влиянию средств массовой коммуникации на межгрупповые отношения, помогающее поведение, агрессивное поведение, а также конструктивное использование средств массовой коммуникации. Особенностью курса является тесная связь теоретического материала с практической направленностью. В ходе освоения дисциплины студент ознакомится с основными психологическими закономерностями воздействия массовой коммуникации; научится использовать социально-психологические знания для анализа реальных сообщений массовой коммуникации; сможет применять методы исследования массовой коммуникации. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Социальная психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование научных представлений о психологических теориях, механизмах, проблемах современной массовой коммуникации.
  • Ознакомление студентов с психологическими закономерностями воздействия массовой коммуникации на аудиторию.
  • Формирование навыков психологического анализа сообщений массовой коммуникации.
  • Формирование навыков проведения психологических исследований массовой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует теоретические подходы к изучению массовой коммуникации и применяет их при анализе реальных сообщений.
  • Владеет методами исследования массовой коммуникации и применяет их для проведения эмпирического исследования.
  • Определяет и объясняет специфику и особенности общения (передачи информации, убеждающей коммуникации, социальной перцепции и социального взаимодействия) в массовой коммуникации и применяет их при анализе реальных сообщений.
  • Определяет и объясняет влияние массовой коммуникации на разных уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом и применяет их при анализе реальных сообщений.
  • Определяет и объясняет роль массовой коммуникации в межгрупповых отношениях и применяет эти знания при изучении и анализе реальных сообщений.
  • Описывает и объясняет особенности воздействия рекламы и применяет их при анализе рекламных продуктов.
  • Распознает влияние массовой коммуникации на политическое поведение и использует эти знания при анализе реальных сообщений
  • Формулирует особенности воздействия политических новостей и использует их при анализе реальных сообщений.
  • Распознает особенности воздействия массовой коммуникации на помогающее поведение и применяет их при анализе реальных сообщений.
  • Распознает особенности деструктивного воздействия массовой коммуникации и применяет их при анализе реальных сообщений.
  • Распознает особенности конструктивного воздействия массовой коммуникации (образование, религия, духовно-нравственная сфера) и применяет их при анализе реальных сообщений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие массовой коммуникации и история ее развития. Теории и методы исследования массовой коммуникации.
  • Особенности массовой коммуникации.
  • Межгрупповые отношения и массовая коммуникация.
  • Реклама в массовой коммуникации.
  • Массовая коммуникация и политическое поведение.
  • Помогающее поведение в массовой коммуникации.
  • Насилие и агрессия в массовой коммуникации.
  • Конструктивное использование средств массовой коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по пройденной теме
  • неблокирующий Мини-проект
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый проект + 0.3 * Мини-проект + 0.2 * Тест по пройденной теме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sanborn, F. W., & Harris, R. J. (2019). A Cognitive Psychology of Mass Communication (Vol. Seventh edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1984545
  • Виноградова, С. М.  Психология массовой коммуникации : учебник для вузов / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13985-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468761 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гулевич, О. А.  Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476595 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология массовых коммуникаций, Харрис, Р. Д., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • PR: методы работы со средствами массовой информации : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 238 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961413
  • Preiss, R. W. (2007). Mass Media Effects Research : Advances Through Meta-Analysis. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355257
  • Антонова, Н. В.  Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00520-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468723 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гулевич, О. А.  Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472845 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Никулина С.А. - Психология массовой коммуникации - Пятигорский государственный лингвистический университет - 2016 - ISBN: 978-5-406-05458-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919860
  • Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — Москва. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048186
  • Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата, Антонова, Н. В., 2015
  • Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов, Богомолова, Н. Н., 2010
  • Социальная реклама : учеб. пособие для вузов, Мандель, Б. Р., 2012

Авторы

  • Галяпина Виктория Николаевна
  • Васильева Екатерина Дмитриевна