Бакалавриат
2024/2025
Психология креативности
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Яголковский Сергей Ростиславович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса "Психология креативности" студенты формируют понимание психологических основ креативного мышления. Знакомятся с подходами к нестандартному мышлению и своей когнитивной продуктивности, а также с содержанием методов, стимулирующих их креативность. В задачи курса входит: освоение принципов и алгоритмов нестантандартного мышления, формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист встретится в своей профессиональной деятельности; анализ содержания широкого спектра креативных методов и техник, чтобы каждый студент «собрал» свою индивидуальную систему креативных инструментов и смог использовать ее для личного и командного применения в своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Психология креативности» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Знает закономерности группового творчества
- Знает методы диагностики креативности
- Может перечислить достоинства и недостатки группового творчества
- Может перечислить личностные характеристики субъекта, играющие важную роль в творческой деятельности
- Понимает роль эмоциональных и мотивационных факторов в творческой деятельности
- Умеет применять методы диагностики креативности
- Описывает сущность креативности и ее критерии
- Может перечислить биологические факторы креативности
- Может перечислить когнитивные факторы креативности.
- Может перечислить основные личностные факторы креативности
- Различает роль внешней и внутренней креативности в креативности
Содержание учебной дисциплины
- Общее представление о креативности. Роль креативности в профессиональной деятельности.
- Основные подходы к определению креативности, её описанию и исследованию. Биологический подход к изучению креативности.
- Когнитивный подход к изучению креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.
- Личностный подход к изучению креативности.
- Креативность и группа: групповая динамика, роли, особенности организации.
- Методы диагностики и развития креативности.
- Технологии креативного мышления. Методы развития креативности.
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- HomeworkДомашнюю работу студент выполняет самостоятельно. В ходе выполнения работы допускается использование электронных средств.
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.2 * Homework + 0.4 * Активность на занятиях + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психология креативности и инновации, учебное пособие, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 157 с., Яголковский, С. Р., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
- Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412