• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании"

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Специалисты в области образования должны владеть основными методами исследования. Данная дисциплина позволяет овладеть качественными и количественными методами сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров. Кроме того студенты смогут научиться использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях, для повышения качества своей работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает программу исследования
  • 1. различает основные типы исследовательских дизайнов
  • 4. описывает выборку исследования
  • Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
  • Обосновывает выбор метода наблюдения (или case-study) в соответствии с поставленной исследовательской задачей; умеет анализировать образовательное пространство по предложенной схеме.
  • Использует знания о методах на практике для описания и объяснения происходящих событий и процессов в образовании
  • Разрабатывает научно-обоснованные критерии оценки учебных материалов, анализирует их и делает выводы на основе анализа.
  • Использует приемы академического письма для организации текста ВКР.
  • Представляет результаты исследования в формате научного текста.
  • Создает презентацию, используя приемы анализа и компрессии текста
  • Готовит доклад к предзащите ВКР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как спланировать научное исследование?
  • Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
  • Метод наблюдения в качественном исследовании (в том числе как один из способов проанализировать образовательное пространство школьника)
  • Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
  • Сбор данных для количественного исследования. Отбор респондентов
  • Проведение анализа количественных данных.
  • Анализ нормативных документов и учебных материалов
  • Как представить результаты научного исследования?
  • Академическое письмо: приемы создания научного текста
  • Академическое письмо: описание результатов исследования.
  • Подготовка презентации (слайдов) и доклада ВКР
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Количественные методы
  • неблокирующий Качественные методы
  • неблокирующий Анализ нормативных документов и/или учебных материалов
    Выбрать нормативные документы или учебные материалы / учебник. Сформулировать исследовательский вопрос (ИВ) и критерии анализа с научным обоснованием. Провести анализ (количественный или качественный) и сделать выводы, которые позволяют дать ответ на ИВ.
  • неблокирующий Подготовка презентации (слайдов)
  • неблокирующий Предзащита ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.15 * Анализ нормативных документов и/или учебных материалов + 0.15 * Качественные методы + 0.15 * Количественные методы + 0.15 * Подготовка презентации (слайдов) + 0.4 * Предзащита ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494312 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516638 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Белановский С.А. - Глубокое интервью и фокус-группы - НИЦ ИНФРА-М - 2019 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344899
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Радаев В. В. - Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Москва: ВШЭ - 2001 - 352970 - https://ibooks.ru/bookshelf/352970/reading - iBOOKS
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский, А. О., 2006
  • Гельфман, Э. Г.  Психодидактика школьного учебника : учебное пособие для вузов / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06481-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516244 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Юрченко Олеся Викторовна
  • Лытаева Мария Александровна
  • Горбунова Елена Васильевна