Магистратура
2024/2025
Научно-исследовательский семинар ««Стратегическая глубина» ЕС: логика и тенденции внутреннего развития и внешняя политика»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения: европейские и азиатские исследования)
Направление:
41.04.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент зарубежного регионоведения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Энтина Екатерина Геннадьевна
Прогр. обучения:
Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Цель научно-исследовательского семинара выработать у магистрантов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и выпускной квалификационной работы и обеспечить высокое качество научных исследований по выбранной проблеме исследования в отдельном регионе специализации. Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрантами опыта участия в научных дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции. Задачи научно-исследовательского семинара: 1. Формирование у магистрантов представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы курсовой работы и магистерской диссертации; 2. Координация усилий и обобщение опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области международных отношений по выбранной проблеме исследования в отдельном регионе специализации; 3. Обеспечение необходимой методологической и методической поддержки курсовой работы и выпускной квалификационной работы в соответствии с их целями и задачами; 4. Выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований, а также возможностей их практической реализации в сфере международных отношений.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения научно-исследовательского семинара ««Стратегическая глубина» ЕС: логика и тенденции внутреннего развития и внешняя политика»: – формирование универсальных компетенций научного диспута, дебатов, публичных выступлений за счет участия в научном обсуждении результатов своей и коллег исследовательской работы, взаимного обогащения новыми идеями и навыками под руководством опытного научного руководителя; – формирование универсальных исследовательских компетенций; освоение основных методологических подходов к формулированию научной темы, проблемы и исследовательского вопрос; выявлению объекта и предмета исследования; обоснованию актуальности темы и новизны исследования; постановка цели и задач исследования; совершенствование навыков критического анализа эмпирических данных; освоение современных технологий подготовки научных текстов, в том числе с использование информационных систем на базе искусственного интеллекта; – формирование и системное развитие компетенций в области передовых исследовательских теорий и методов при анализе и подготовке текста; развитие навыков логического и стройного изложения научного текста; освоение навыков выстраивания адекватной и сбалансированной структуры научного текста; развитие навыков подготовки обзора источников и литературы; – формирование компетенций подготовки информационно-аналитических материалов; реферирования научной литературы и источников; рецензирования научных исследований; навыки адекватного понимания и интерпретации научного дискурса; развитие умения применять полученные знания на практике при подготовке и проведении научного исследования и научно-исследовательских проектов.
Планируемые результаты обучения
- Формулируются цели и задачи исследования. Определяются актуальность и научная новизна работы. Совместно с научным руководителем проводится работа по формулированию темы ВКР и составлению плана (перечня основных этапов) выполнения проектно-исследовательской работы.
- Определяет релевантные исследовательские методы
- Отличает эмпирические данные от научно-исследовательской литературы;
- Владеть базовыми понятиями, используемыми в процессе научного исследования и написания научной работы (проблема, тема, цель, задачи, объект, предмет и т.д.);
- Описывает возможности и ограничения определенных методов и теорий при проведении исследований
- Описывает потенциал, задачи и виды качественных методов
- Составляет гипотезу и план исследования, формулирует исследовательский вопрос
- Проявляет навыки отбора и оценки эмпирических данных, анализа, обобщения и интеграции полученных данных;
- Способен спланировать и реализовать индивидуальный исследовательский проект, конечным результатом которого являются: курсовая работа, дипломная работа, научная статья, экспертное заключение;
- Проявляет навыки написания обзора литературы и эмпирических данных по теме исследования;
- Представляет результаты своего исследования в письменном виде в соответствии с требованиями к курсовым работам и выпускным квалификационным работам в НИУ «ВШЭ».
- Формирование структуры исследования в соответствии с поставленными в работе задачами.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Тема, цель, объект и предмет научного исследования. Специфика их определения для страновых и региональных международных исследований.
- Тема 2. Актуальность и научная новизна, задачи и структура исследования.
- Тема 3. Источники по тематикам исследования ЕС, специфика работы с ними.
- Тема 4. Исследовательский вопрос и гипотеза исследования.
- Тема 5. Теоретико-методологическая основа исследования ЕС и его методы.
- Тема 6. Презентация индивидуального исследовательского проекта.
Элементы контроля
- Накопленная оценка за работу на семинаре в 1-2 модулеНакопленная оценка за работу на семинаре выставляется по 10-ти балльной шкале, является средней арифметической за доклады и участие в дискуссиях на семинарских занятиях. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
- Накопленная оценка за работу на семинаре в 3-4 модулеНакопленная оценка за работу на семинаре выставляется по 10-ти балльной шкале, является средней арифметической за доклады и участие в дискуссиях на семинарских занятиях. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
- Экзамен в виде представления окончательных результатов работыПредставление окончательных результатов работы (достигнутые цели и задачи исследования, выводы исследования).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleО накопленная= 0,5* О активность + 0,5* О сам. работа
- 2024/2025 4th moduleО накопленная= 0,5* О активность + 0,5* О сам. работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Международные отношения и мировая политика : учебник для вузов / П. А. Цыганков [и др.] ; под редакцией П. А. Цыганкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12259-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511513 (дата обращения: 27.08.2024).
- Мутагиров, Д. З. История и теория международных отношений. Международные политические институты : учебник для вузов / Д. З. Мутагиров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 439 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07059-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516517 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бордачев, Т. В. Теория международных отношений в XXI веке : учебник / Т. В. Бордачев. — Москва : Международные отношения, 2015. — 532 с. — ISBN 978-5-7133-1481-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142847 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кавешников, Н. Ю. Европейский союз: история, институты, деятельность / Н. Ю. Кавешников. — Москва : Аспект Пресс, 2023. — 368 с. — ISBN 978-5-7567-1145-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/296864 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.