• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Социальная психология

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальная психология» является одним из базовых в подготовке бакалавра-психолога. Курс посвящен социальной психологии, междисциплинарной науке, призванной изучать особенности поведения и деятельности людей, обусловленных вхождением человека в состав различных групп. Кроме того, в предмет социальной психологии входит анализ развития малых и больших групп и факторов, определяющих содержание межгрупповых отношений. В ходе курса последовательно рассматриваются несколько тем: 1) социальное познание – в чем специфика восприятия и познания, так называемых социальных объектов (человека, группы, социальных движений и т.п.)? какие искажения происходят в этих процессах и почему? каким образом человек приписывает причины поведения и черты другим людям и группам?; 2) социальная установка – как формируются и функционируют социальные установки? каковы условия влияния социальных установок на поведение?; 3) социальные эмоции – какие эмоции принято называть социальными? в чем их отличие от иных эмоциональных процессов? каким образом переживаются эмоции «от имени группы»?; 4) социальное влияние и социальные нормы – каковы техники и тактики влияния? каковы механизмы формирования и действия социальных норм?; 5) социальное взаимодействие – что определяет воспринимаемую справедливость? какие социальные дилеммы лежат в основании социального взаимодействия? каковы причины помогающего поведения, агрессивного поведения, развития аттракции?; 6) малые группы – какие процессы способствуют становлению группы как психологической реальности? как формируется групповая сплоченность? как группа принимает решение? что способствует подчинению групповым нормам, авторитету?; 7) межгрупповые отношения – какие факторы сказываются на восприятии группами друг друга? что способствует и ослабляет предубеждения? каким образом функционируют стереотипы? Курс проходит в 3 и 4 учебном модуле. Курс включает 12 лекционных занятий (24 ак.ч.), 18 семинарских занятий (36 ак.ч.) и 6 практических занятий (12 ак.ч.). Курс предполагает следующие формы активности и их оценки: проведение социально-психологического исследования (0.35 в итоговой оценке), тест (оценка качества освоения материалов курса; 0.2), презентация (0.15), текущая работа на семинарских занятиях (решение кейсов, прохождение заданий, квизов и т.п.; 0.3).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений об основных направлениях исследований в социальной психологии, специфике и особенностях организации и контроля валидности социально-психологического исследования;
  • усвоение знаний об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом; механизмах принятия решения и организации поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом;
  • формирование навыка социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов;
  • формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует конкретных межгрупповой конфликт с использованием наиболее релевантной теории
  • Анализирует конфликтную ситуацию, может выделить и описать стороны конфликта, тип конфликта, особенности конфликтного поведения
  • Анализирует принятие групповых решений, может оценить его эффективность по сравнению с индивидуальными решениями
  • Анализирует развитие группы, может определить стадию, на которой находится группа
  • Анализирует связь установки и социального поведения, осознает факторы, ослабляющие и усиливающие эту связь
  • Анализирует ситуации коммуникации, выделяет факторы, способствующие и мешающие эффективной коммуникации
  • Анализирует содержание и функции конкретных социальных установок, предлагает способы их изменения
  • Анализирует социальное поведение с точки зрения функционирования социальных норм и механизмов социального влияния
  • Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о себе, других людях и группах
  • Осознает преимущества и ограничения различных способов урегулировать межгрупповых конфликтов
  • Осознает различия между социальным влиянием, оказываем большинством и меньшинством
  • Осознает, чем социальная группа отличается от простого собрания людей
  • Понимает особенности просоциального поведения
  • Понимает принципы формирования впечатления и суждений о другом человеке
  • Понимает принципы функционирования норм и их роль в социальном поведении
  • Понимает причины межгрупповых конфликтов
  • Понимает роль личности и ситуации в интерпретации социального поведения
  • Понимает, как формируются социальные установки
  • Понимает, чем отличается социально-психологическое исследование, от исследований проведенных в рамках социологии и психологии личностных различий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что изучает социальная психология?
  • Социальное познание. Как мы формируем представление о себе и людях?
  • Как мы оцениваем других людей?
  • Социальное влияние: подчинение, конформизм, инновации
  • Социальное взаимодействие: коммуникация, помощь, конфликт
  • Социальные группы
  • Межгрупповые отношения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс
  • неблокирующий Квиз
  • неблокирующий Работа со статьей
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS, выход на которую будет осуществляться через https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 30 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, описанным по ссылке https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: пройти авторизацию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выходить из комнаты, общаться с третьими лицами, использовать другие технические средства во время выполнения экзаменационного задания, выключать камеру и микрофон во время перерыва между экзаменационными заданиями. Во время перерыва между экзаменационными заданиями студентам разрешено: встать и походить, выпить воды. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие интернет-соединения не более 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие интернет-соединения более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и должен сообщить об этом в учебный офис, предоставив подтверждения нарушения связи (подробнее о действиях в случае краткосрочного или долгосрочного нарушения связи можно почитать вот здесь https://www.hse.ru/studyspravka/distcontrol?_r=215911588540449.8541&__t=5350979&__r=OK). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Самооценивание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Квиз + 0.1 * Кейс + 0.1 * Презентация + 0.1 * Промежуточный тест + 0.1 * Работа со статьей + 0.1 * Самооценивание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Huang, G., & Li, K. (2016). The Effect of Anonymity on Conformity to Group Norms in Online Contexts: A Meta-Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FA6E211C
  • Nelson, T. D. (2016). Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination : 2nd Edition (Vol. Second edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055322
  • Steele, T. (2016). Prosocial Behavior : Perspectives, Influences and Current Research. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1385366
  • Введение в социальную психологию. Европейский подход : учебник для вузов, Хьюстон, М., 2004
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015
  • Социальное влияние, Зимбардо, Ф., 2011
  • Социальное влияние, Тернер, Дж., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон, Э., 1999
  • Человек и ситуация : уроки социальной психологии, Росс, Л., 2000

Авторы

  • Котова Марина Викторовна
  • Захарова Софья Алексеевна
  • Рябиченко Татьяна Анатольевна
  • Прусова Ирина Сергеевна
  • Ефимова Людмила Андреевна