Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Исследования медиатизации социальной жизни

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ним Евгения Генриевна
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

НИС знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, искусства, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни, трансформируя повседневность и практики сообществ, движений, организаций, социальных институтов. НИС подойдет для студентов, пишущих курсовую работу в академическом формате в любом из этих направлений. Кроме того, НИС будет полезен и студентам, выполняющим творческие КР, если ваш проект связан с медиатизацией какого-либо аспекта социальной жизни (например, разработкой мобильного приложения в образовательных или оздоровительных целях). На семинарах планируется: (1) читать и обсуждать научную литературу, посвященную исследованиям медиатизации; (2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их результаты; (3) анализировать отдельные феномены, практики и технологии, связанные с медиатизацией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
  • Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
  • Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления исследований памяти и анализирует процессы медиатизации индивидуальной и коллективной памяти;
  • Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов (в частности, религии);
  • Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневных практик;
  • Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий.
  • Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего.
  • Ориентируется в ключевых понятиях и теориях в области исследований медиатизации
  • Применяет различные подходы в изучении конкретных проявлений медиатизации
  • Использует эмпирические методы исследования медиатизированных социальных практик и институтов
  • Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в исследованиях медиатизации
  • Ориентируется в ключевых понятиях, подходах и направлениях исследований медиатизации
  • Различает основные направления исследований медиатизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теории медиатизации
  • Тема 2. Селф-трекинг и медиатизация повседневности
  • Тема 3. Медиатизация социальных практик, сообществ и институтов
  • Тема 4. Медиасобытия в эпоху глубокой медиатизации
  • Тема 5. Искусственный интеллект как фактор социокультурных изменений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ теорий медиатизации
    Каждый студент выбирает один тематический сюжет из предложенных восьми и готовит по нему выступление (презентацию или устный ответ на вопросы). Список литературы для чтения в конце задания.
  • неблокирующий Анализ направлений исследований медиатизации
    Выполняется во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Анализ селф-трекинга и ИИ-технологий
    Выполняется во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Дизайн исследования медиатизации
    Выберите одну из сфер медиатизации социальной жизни и разработайте дизайн исследования (по возможности применительно к теме своей диссертации.
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.2 * Анализ направлений исследований медиатизации + 0.2 * Анализ селф-трекинга и ИИ-технологий + 0.2 * Анализ теорий медиатизации + 0.3 * Дизайн исследования медиатизации + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
  • Медиатизация медиа, Коломиец, В. П., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083

Авторы

  • Ним Евгения Генриевна
  • Федорова Ксения Александровна