Аспирантура
2024/2025





Исследования медиатизации социальной жизни
Статус:
Курс обязательный
Направление:
00.00.00. Аспирантура
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Программа дисциплины
Аннотация
НИС знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, искусства, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни, трансформируя повседневность и практики сообществ, движений, организаций, социальных институтов. НИС подойдет для студентов, пишущих курсовую работу в академическом формате в любом из этих направлений. Кроме того, НИС будет полезен и студентам, выполняющим творческие КР, если ваш проект связан с медиатизацией какого-либо аспекта социальной жизни (например, разработкой мобильного приложения в образовательных или оздоровительных целях). На семинарах планируется: (1) читать и обсуждать научную литературу, посвященную исследованиям медиатизации; (2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их результаты; (3) анализировать отдельные феномены, практики и технологии, связанные с медиатизацией.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
- Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
- Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные направления исследований памяти и анализирует процессы медиатизации индивидуальной и коллективной памяти;
- Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов (в частности, религии);
- Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневных практик;
- Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий.
- Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего.
- Ориентируется в ключевых понятиях и теориях в области исследований медиатизации
- Применяет различные подходы в изучении конкретных проявлений медиатизации
- Использует эмпирические методы исследования медиатизированных социальных практик и институтов
- Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в исследованиях медиатизации
- Ориентируется в ключевых понятиях, подходах и направлениях исследований медиатизации
- Различает основные направления исследований медиатизации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Теории медиатизации
- Тема 2. Селф-трекинг и медиатизация повседневности
- Тема 3. Медиатизация социальных практик, сообществ и институтов
- Тема 4. Медиасобытия в эпоху глубокой медиатизации
- Тема 5. Искусственный интеллект как фактор социокультурных изменений
Элементы контроля
- Анализ теорий медиатизацииКаждый студент выбирает один тематический сюжет из предложенных восьми и готовит по нему выступление (презентацию или устный ответ на вопросы). Список литературы для чтения в конце задания.
- Анализ направлений исследований медиатизацииВыполняется во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Анализ селф-трекинга и ИИ-технологийВыполняется во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Дизайн исследования медиатизацииВыберите одну из сфер медиатизации социальной жизни и разработайте дизайн исследования (по возможности применительно к теме своей диссертации.
- Посещаемость
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st semester0.2 * Анализ направлений исследований медиатизации + 0.2 * Анализ селф-трекинга и ИИ-технологий + 0.2 * Анализ теорий медиатизации + 0.3 * Дизайн исследования медиатизации + 0.1 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
- Медиатизация медиа, Коломиец, В. П., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083