• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Медиапсихология и трансформация аудитории СМИ

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Изменение парадигмы восприятия современных медиа аудиторией за последние 15 лет стали предметом пристального интереса ученых и медиапрактиков. Предлагаемый курс познакомит студентов с изменеиями в психологии медиапотребителей, основными тенденциями в изменениях медиапредпочтений и моделей поведения целевой аудитории применительно к различным медиа
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное видение психологии медиапотребления и ключевых аспектов феномена аудитории СМИ.
  • Изучить инструменты системного анализа ключевых аспектов феномена аудитории СМИ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит ключевые понятия курса
  • Интерпретирует ключевые понятия курса
  • Перечисляет различия в подходах к исследованию медиапсихологических проблем
  • Воспроизводит ключевые аудиторные показатели в исследованиях СМИ
  • Перечисляет методы исследований аудитории СМИ
  • Обсуждает концептуальные различия между понятиями “толпа”, “масса”, “общество потребления”, “общество впечатлений”
  • Классифицирует мотивы медиапотребления с учётом вариативных факторов
  • Иллюстрирует действие различных субмодальностей с привлечением медиатекстов
  • Анализирует влияние медиатекста с применением психологических детерминант
  • Оценивает применимость тех или иных психологических инструментов для осуществления влияния при создании медиатекста
  • Рассуждает о тенденциях в трансформации аудитории СМИ с социологической, культурологической, социально-философской и собственно психологической точек зрения
  • Проектирует комплекс мер для оказания психологического влияния посредством медиатекста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Медиапсихология как научная дисциплина.
  • Основные теоретические подходы к исследованию проблем медиапсихологии
  • От толпы к аудитории: генезис понятий в контексте исследования детерминант трансформации аудитории СМИ
  • Мотивационная структура медиапотребления
  • Психология восприятия медиаконтента
  • Исследования аудитории и медиапотребления. Аудиторные показатели: подходы к психологической интерпретации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Практическое задания
    Групповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
  • неблокирующий Тестирование
    Данный элемент контроля предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание производится автоматически.
  • неблокирующий Критическое чтение
    Элемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Элемент контроля проводится в устной форме с использованием мультимедийной поддержки выступления исключительно в групповом формате. Подготовка итоговых проектов производится на протяжении всего курса, защита итоговых проектов – на последних семинарских занятиях курса. При подготовке итогового проекта допускается кластерное использование генеративных технологий со следующими целями: для поиска идей, улучшения качества мультимедийной поддержки, поиска релевантной литературы и источников, оформления и структурирования текста. Запрещено использовать сплошным образом для больших фрагментов проекта, без предъявления признаков самостоятельно выполненной работы. Все члены команды получают одинаковую итоговую оценку за проект.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Активность + 0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задания + 0.2 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Медиапсихология : основные принципы, Винтерхофф - Шпурк, П., 2016
  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Психология журналистики : учеб. пособие, Олешко, В. Ф., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2004

Авторы

  • Джура Алексей Павлович
  • Переяслов Алексей Денисович
  • Уваров Федор Максимович