Бакалавриат
2024/2025
Теории личности
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Теории личности — ядерный курс трека "Психология личности и психологическое консультирование" — рассматривает историю развития и современное состояние психологии личности как академической дисциплины. В курсе лекций, посвященных доклассическому, классическому и постклассическому (современному) этапу становления психологии личности, через рассмотрение основных персоналий освещается поступательное движение этой науки от обособленных теорий личности к современной психологии личности. На семинарских занятиях разбирается материал повышенной сложности и анализируются современные подходы внутри этой науки. В рамках курса выполняется мидтёрм (промежуточный тест), письменная работа (эссе), набор квизов (тесты в онлайн части курса) и экзамен (итоговый тест).
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление о развитии теорий личности в ХХ веке как едином поступательном движении, выделить его основные направления и изучить современные тенденции развития психологии личности.
- Сформировать знания об основных теориях личности в психологии ХХ века как составляющих этого исторического процесса, характеризующихся собственной логикой и историей развития.
- Раскрыть закономерности влияния на научные теории общенаучного и социально-исторического контекста их возникновения, а также особенностей личности и биографии их авторов.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю развития гуманистической психологии и ее основные понятия. Отличает потенциалистские и экзистенциалистские теории личности.
- Знает историю развития и основные понятия экзистенциальной психологии. Отличает основные школы экзистенциальной психологии и знаком с их представителями.
- Знает историю развития представления о самости в психологии личности. Отличает потенциалистскую и экзистенциалистскую поставку вопроса о самости.
- Знает основное содержание критики психоанализа неофрейдистами. Знаком с понятиями самореализации и самоидеализации, социального характера и экзистенциальных потребностей. Отличает теории личности от теорий развития личности.
- Знает основные этапы развития психологии личности. Отличает теорию личности от другой психологической теории и психотехнического мифа.
- Знает ранние теории личности. Отличает номотетический и идиографический подходы в социальных науках применительно к психологии личности. Знаком с основными положениями теорий В. Дильтея, Э. Шпрангера, П. Жане и У. Джеймса.
- Знаком с биографией З. Фрейда и основными этапами развития его теории. Отличает топические и динамические аспекты в теориях личности. Отличает инстанциональные теории личности от холистических.
- Знаком с биографией учеников З. Фрейда и содержанием их теорий. Отличает преформистские и эволюционные (онтогенетические) аспекты в теориях личности.
- Знаком с основными подходами к пониманию "человеческой ситуации" в экзистенциальной психологии. Отличает понятия одиночества / уединения, существования / ничтожения, смысла / отчуждения. Знаком с особым представлением о причинности в экзистенциальной психологии.
- Отличает психологическую теорию развития от теории развития личности. Знаком с классическим и пост-пиажистским этапами психологии развития личности.
- Различает диспозициональные и динамические, классические и социально-конструкционистские теории личности.
- Формулирует лексическую гипотезу. Знаком с математическими методами, оказавшими влияние на формирование диспозициональных теорий личности. Знает историю развития и содержание трехфакторной, 16-факторной и пятифакторной теорий личности.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в теории личности
- Ранние представления о личности в психологии
- Классический психоанализ
- Разногласия в психоанализе: ученики
- Разногласия в психоанализе: неофрейдизм
- Потенциализм
- Экзистенциализм: история и современные подходы
- Экзистенциализм: основные проблемы
- Новые подходы в психологии личности классического периода
- Теория черт
- Самость
- Развитие личности
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Вовлеченность + 0.1 * Квиз + 0.15 * Мидтёрм + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002
- Философия в систематическом изложении / Дильтей В., Риль А., Вундт В.М. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-011-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/137436
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438128 (дата обращения: 28.08.2023).
- Фрейд, З. Хрестоматия : хрестоматия : в 3 томах / З. Фрейд , перевод с немецкого А. М. Боковикова. — Москва : Когито-центр, [б. г.]. — Том 1 : Основные понятия, теории и методы психоанализа — 2016. — 363 с. — ISBN 978-5-89353-468-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109308 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.