• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Психология и нейрофизиология языка и речи

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой широкий обзор основных понятий и современной тематики исследований в области психо-, нейро- и клинической лингвистики: например, о механизмах порождения и понимания речи на уровне слова, предложения, дискурса; о нарушениях этих механизмов при афазии; об усвоении языка; об этапах освоения чтения; о видах и причинах нарушений чтения (дислексии) и о других исследованиях. В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современном состоянии исследований на эти темы, усвоят базовые лингвистические понятия, а также разовьют навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов для экспериментальных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить базовые знания об основных понятиях лингвистики, психо- и нейролингвистики, клинической лингвистики.
  • Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психолингвистических и нейролингвистических исследований.
  • Сформировать навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов в исследования любой, в том числе нелингвистической, тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь критически анализировать статьи об экспериментальных исследованиях
  • Знать ключевые этапы речевого развития у детей.
  • Ознакомиться с различными методами исследования речевого развития: наблюдение, стандартизированные тесты, эксперимент.
  • Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки речевого развития.
  • Иметь представление о том, как определять наиболее подходящий метод оценки речевого развития в соответствии с целями исследования.
  • Знать ключевые этапы развития навыков чтения у детей.
  • Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки навыков чтения.
  • Знать определение дислексии, понимать принципы дифференциальной диагностики дислексии и других нарушений чтения.
  • Понимать принципы построения классификаций дислексии.
  • Знать основные виды дислексии.
  • Ознакомиться с основными гипотезами о причинах дислексии, на базовом уровне понимать мозговые механизмы нарушений чтения.
  • Понимать ключевые принципы нейропсихологического подхода к коррекции нарушений чтения.
  • Понимать ключевые принципы лингвистически обоснованного подхода к выбору материала для коррекции нарушений чтения.
  • Знать ключевые компоненты комплексного подхода к коррекции дислексии (психологические, лингвистические, физиологические аспекты).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в лингвистику
  • Латерализация языковой обработки
  • Нейрональные основы языковой обработки по языковым уровням
  • Введение в афазиологию
  • Афатические нарушения на уровне слова и предложения
  • Диагностика и терапия афазии
  • Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций
  • Лексико-семантический уровень языковой обработки
  • Синтаксический уровень языковой обработки.
  • Дискурсивный уровень языковой обработки
  • Усвоение языка и речи
  • Формирование навыков чтения
  • Нарушения в процессах освоения чтения. Дислексия.
  • Комплексный подход к коррекции нарушений чтения
  • Речь и иные когнитивные функции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по пройденному материалу
    Студенты выполняют тесты по пройденному материалу. Тесты охватывают 2-3 содержательные темы модуля.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме и состоит из вопросов по темам дисциплины. Вопросы итогового экзамена охватывают все темы курса и могут относиться к содержанию презентаций к лекциям или обязательной литературы. Вопросы проверяют фактическое знание пройденного материала, способность к его обобщению и интерпретации. Экзамен оценивается по 10-балльной шкале
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Тест по пройденному материалу + 0.3 * Тест по пройденному материалу + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896

Авторы

  • Больгина Татьяна Александровна
  • Гомозова Милитина Алексеевна