Бакалавриат
2024/2025
Психология и нейрофизиология языка и речи
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина представляет собой широкий обзор основных понятий и современной тематики исследований в области психо-, нейро- и клинической лингвистики: например, о механизмах порождения и понимания речи на уровне слова, предложения, дискурса; о нарушениях этих механизмов при афазии; об усвоении языка; об этапах освоения чтения; о видах и причинах нарушений чтения (дислексии) и о других исследованиях. В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современном состоянии исследований на эти темы, усвоят базовые лингвистические понятия, а также разовьют навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов для экспериментальных исследований.
Цель освоения дисциплины
- Получить базовые знания об основных понятиях лингвистики, психо- и нейролингвистики, клинической лингвистики.
- Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психолингвистических и нейролингвистических исследований.
- Сформировать навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов в исследования любой, в том числе нелингвистической, тематики.
Планируемые результаты обучения
- Уметь критически анализировать статьи об экспериментальных исследованиях
- Знать ключевые этапы речевого развития у детей.
- Ознакомиться с различными методами исследования речевого развития: наблюдение, стандартизированные тесты, эксперимент.
- Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки речевого развития.
- Иметь представление о том, как определять наиболее подходящий метод оценки речевого развития в соответствии с целями исследования.
- Знать ключевые этапы развития навыков чтения у детей.
- Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки навыков чтения.
- Знать определение дислексии, понимать принципы дифференциальной диагностики дислексии и других нарушений чтения.
- Понимать принципы построения классификаций дислексии.
- Знать основные виды дислексии.
- Ознакомиться с основными гипотезами о причинах дислексии, на базовом уровне понимать мозговые механизмы нарушений чтения.
- Понимать ключевые принципы нейропсихологического подхода к коррекции нарушений чтения.
- Понимать ключевые принципы лингвистически обоснованного подхода к выбору материала для коррекции нарушений чтения.
- Знать ключевые компоненты комплексного подхода к коррекции дислексии (психологические, лингвистические, физиологические аспекты).
Содержание учебной дисциплины
- Введение в лингвистику
- Латерализация языковой обработки
- Нейрональные основы языковой обработки по языковым уровням
- Введение в афазиологию
- Афатические нарушения на уровне слова и предложения
- Диагностика и терапия афазии
- Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций
- Лексико-семантический уровень языковой обработки
- Синтаксический уровень языковой обработки.
- Дискурсивный уровень языковой обработки
- Усвоение языка и речи
- Формирование навыков чтения
- Нарушения в процессах освоения чтения. Дислексия.
- Комплексный подход к коррекции нарушений чтения
- Речь и иные когнитивные функции
Элементы контроля
- Тест по пройденному материалуСтуденты выполняют тесты по пройденному материалу. Тесты охватывают 2-3 содержательные темы модуля.
- Устный экзаменЭкзамен проводится в устной форме и состоит из вопросов по темам дисциплины. Вопросы итогового экзамена охватывают все темы курса и могут относиться к содержанию презентаций к лекциям или обязательной литературы. Вопросы проверяют фактическое знание пройденного материала, способность к его обобщению и интерпретации. Экзамен оценивается по 10-балльной шкале
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Тест по пройденному материалу + 0.3 * Тест по пройденному материалу + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
Рекомендуемая дополнительная литература
- Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896