• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Психология социального неравенства

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Психология социального неравенства» знакомит слушателей с современными исследованиями в области психологии социального неравенства. Психология социального неравенства представляет собой поле междисциплинарных исследований в области психологии, экономики, социологии и политологии. В рамках курса студенты познакомятся с предикторами и последствиями объективного и воспринимаемого неравенства на индивидуальном, групповом и системном уровнях; и примут участие в разработке программ, направленных на снижение негативных последствий неравенства в разных сферах. Курс является курсом по выбору для студентов бакалавриата образовательной программы «Психология», и требует прохождение базового курса по «Социальной психологии». Учебный курс разработан в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представления об основных концепциях и моделях психологии социального неравенства
  • приобрести опыт в дебатах о психологической природе неравенства в разных сферах
  • сформировать навыки комплексного анализа разных форм социального неравенства на индивидуальном, групповом и системном уровнях
  • научить разрабатывать программы, направленные на снижение негативных последствий неравенства в разных сферах
  • подготовить участников курса к использованию техник эффективного публичного выступления для презентации результатов проекта профессиональной аудитории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формулировать и воспроизводить психологические концепции, модели и механизмы социального неравенства
  • решать стандартные кейсы относительно разных форм проявления социального неравенства, с учетом социально-психологических моделей и особенностей контекста
  • аргументировать позицию в контексте дебатов и дискуссии, основываясь на концепции, механизмы и модели психологии социального неравенства
  • разработать программу, направленную на снижение негативных последствий неравенства в разных сферах
  • использовать техники эффективного публичного выступления для презентации результатов проектной работы профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология социального неравенства: от объективного к воспринимаемому
  • Социальные верования, представления и установки, легитимизирующие неравенство
  • Индивидуальные факторы легитимизации неравенства
  • Групповые факторы легитимизации неравенства
  • Социализация и оправдание неравенства
  • Роль контекста: от угрозы культурному мировоззрению до экономического кризиса
  • Неравенство в разных сферах: от стереотипов до насилия
  • Последствия неравенства на индивидуальном, групповом и системном уровнях
  • Противодействие неравенству: от просоциального поведения до социально-экономического развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение кейса
    Студентам предлагается проанализировать ситуации социального неравенства, обращаясь к понятийному аппарату, теориям и моделям психологии социального неравенства. В этом случае студенты разбиваются на группы по 4-5 человек, в течение 30 минут отвечают на вопросы по материалу, после чего выступают перед аудиторией.
  • неблокирующий Групповой проект
    Цель задания – разработать программу, направленную на снижение неравенства. Ориентируясь на модели и феномены в психологии социального неравенства, предложите действия, которые помогут снизить неравенство в разных сферах (гендерное, профессиональное, социальное, политическое, экономическое). При анализе необходимо определить особенности аудитории, предлагаемых интервенций, и особенностей социально-политического контекста. Задание выполняется в группах из 3 - 4 человек.
  • неблокирующий Дебаты
    Дебаты
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест в ЛМС (30 вопросов, время выполнения – 30 минут).
  • неблокирующий Тест
    Тест включает вопросы с множественными ответами, на которые каждый студент дает ответы индивидуально. Оценка выставляется за правильные ответы на вопросы (10 вопросов по 1 баллу за правильный ответ)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Групповой проект + 0.2 * Дебаты + 0.15 * Решение кейса + 0.1 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dovidio, J. F., Piliavin, J. A., Schroeder, D. A., & Penner, L. A. (2012). The Social Psychology of Prosocial Behavior: Vol. First edition. Psychology Press.
  • Improving intergroup relations : building on the legacy of Thomas F. Pettigrew, , 2008
  • Pratto, F., Sidanius, J., & Levin, S. (2006). Social dominance theory and the dynamics of intergroup relations: Taking stock and looking forward. European Review of Social Psychology, 17(1), 271–320. https://doi.org/10.1080/10463280601055772
  • Rebels with a cause: Group identification as a response to perceived discrimination from the mainstream. (2001). Personality and Social Psychology Bulletin, 27(9), 1204–1213. https://doi.org/10.1177/0146167201279012
  • Social cognition : from brains to culture, Fiske, S. T., 2017
  • Social inequality : forms, causes, and consequences, Hurst, C. E., 2004
  • Steele, T. (2016). Prosocial Behavior : Perspectives, Influences and Current Research. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1385366
  • Stefan Stürmer, & Mark Snyder. (2009). The Psychology of Prosocial Behavior : Group Processes, Intergroup Relations, and Helping. Wiley-Blackwell.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Social identity and intergroup relations, , 2010
  • АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА. (2013). Социальное Познание И Социальные Проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEA8C0BE
  • Гулевич, О. А.  Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431344 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Прусова Ирина Сергеевна