Бакалавриат
2024/2025
Осознанная коммуникация: От мысли к её выражению
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Каширская Екатерина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Многие из нас зачастую сталкиваются с трудностью формулирования своей мысли.
Особенно остро это проявляется в профессиональной речи, когда идея нам понятна, а
как ее грамотно, оперативно и точно выразить словами - нет. Часто с этим
сталкиваются и специалисты в области психологии.
Предлагаемый психологический практикум направлен на формирование
речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов, через развитие
языковых, собственно-речевых и смысловых особенностей речемыслительной
деятельности обучающихся, а также развитие внутренней диалогичности в
совокупности с направленностью речемышления на смысловое преобразование
практических задач. В рамках курса студенты получат ответы на вопросы: что
включает в себя речемыслительная деятельность психолога, что влияет на успешность
ее функционирования; как говорить с клиентом грамотно и понятно; почему только
внешних коммуникативных умений недостаточно для успешного взаимодействия с
другими людьми
Речемыслительная деятельность студентов – будущих психологов определяется как
динамичный процесс формулирования и осмысления профессионального речевого
высказывания. К языковым особенностям речемыслительной деятельности относится
профессиональный словарный запас специалиста, логическая его организация и
интегративность семантической памяти. Грамотная речь профессионала основана на
рациональном употреблении терминов: чем более структурированным будет словарный
запас специалиста, тем эффективнее будет его профессиональное взаимодействие. В
качестве второго параметра выделяются собственно речевые особенности
речемыслительной деятельности: это сочетание таких ее качеств, как продуктивность и
динамичность. Данный параметр отражает степень мыслительной активности и
скорость продуцирования речевого высказывания. К смысловым особенностям
речемыслительной деятельности относятся такие ее показатели, как гибкость и
креативность вербального мышления, что лежат в основе быстрого переключения на
новую языковую систему средств и способов формирования и формулирования мысли.
Развитые смысловые особенности речемыслительной деятельности предполагают
умение построить четкий план, спрогнозировать результат его реализации и
своевременно перестроить речь в соответствии с изменяющимися условиями.
Важным аспектом курса является развитие внутренней диалогичности студентов, что
непосредственным образом связано с осознанием и преобразованием внутренних
противоречий. Под внутренним диалогом понимается развертывание внутренней
речевой активности субъекта, направленной на значимые для него объекты
действительности и собственное «Я», специфика данной активности определяется
взаимодействием двух и более несовпадающих точек зрения, которые рассматриваются
одним и тем же субъектом. В свою очередь, формирование направленности
речемыслительной деятельности, связанной со смысловым преобразованием
практических задач показывает способность индивида к преобразованию конкретной
ситуации в неопределенных, меняющихся условиях. Данная направленность связана с
уровнем профессионального самосознания и требует от индивида принятия творческих
и ответственных решений.
Данный курс предполагает 2 часа лекций и 14 часов практический занятий в формате
психологического тренинга, направленного на актуализацию речемыслительной
деятельности участников курса. Итогом освоения дисциплины и формой контроля
является подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики и
выполнение практического задания, направленного на оценку сформированности
речемышления студента.
Цель освоения дисциплины
- Формирование базовых знаний по психологии мышления и речи, процессах речепроизводства и речевосприятия
- Формирование представления о речемыслительной деятельности психолога
- Развитие навыков речемыслительной деятельности у студентов – будущих психологов.
Планируемые результаты обучения
- Определяет основные понятия психологии мышления и речи, речемыслительной деятельности.
- Называет процессы речепроизводства и речевосприятия
- Определяет основные фазы речемыслительной деятельности, речемыслительные действия и операции
- Называет основные понятия профессиональной речи
- Определяет качества и навыки речемыслительной деятельности психолога
- Определяет особенности и типы речемыслительной деятельности психолога
- Различает типы речемыслительной деятельности.
- Владеет языковыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: расширенный словарный запас, интегративность семантической памяти
- Владеет собственно-речевыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: продуктивность и динамичность
- Владеет смысловыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: гибкость и креативность вербального мышления.
- Владеет приемами работы со своей речью и совершенствования своего профессионального высказывания.
- Демонстрирует развитую рефлексию и внутреннюю диалогичность при формулировании речевого высказывания
- Определяет характеристики стратегий становления речемыслительной деятельности
- Формулирует пути актвивизации преобразующей стратегии собственной речемыслительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Общее представление о речемыслительной деятельности.Лекции 2 часа
- Речемыслительная деятельность психологаПрактические занятия - 2 часа
- Психологические особенности речемыслительной деятельности психолога: языковые, собственно-речевые, смысловые.Практические занятия - 6 часов
- Стратегии становления речемыслительной деятельности будущего психолога. Общее представление о речемыслительной деятельностиПрактические занятия - 6 часов
Элементы контроля
- Активность на практическом занятии
- Тест-эссеКраткое эссе по теоретическим аспектам речемыслительной деятельности выполняется на последнем практическом занятии, очно. Объем 3 страницы рукописного текста. Оцениваются языковые, собственно-речевые и смысловые особенности речемыслительной деятельности студентов.
- Устная презентация по теме ВКР
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Активность на практическом занятии + 0.4 * Тест-эссе + 0.4 * Устная презентация по теме ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fundamentals of psycholinguistics, Fernandez, E. M., 2011
- Handbook of psycholinguistics, , 2006
- Psycholinguistic and cognitive inquiries into translation and interpreting, , 2015
- The Cambridge handbook of psycholinguistics, , 2012
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
- Общая психолингвистика : хрестоматия, , 2004
- Психолингвистика : учебник, Белянин, В. П., 2013
- Психолингвистика, учебник, 5-е изд., испр., 336 с., Фрумкина, Р. М., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
- Knowledge of language : its nature, origin, and use, Chomsky, N., 1986
- Введение в психологическое консультирование, Меновщиков, В. Ю., 2000
- Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
- Деятельность и психология личности, Абульханова-Славская, К. А., 1980
- Профессиональная речь юриста : учеб. пособие, Ивакина, Н. Н., 2010
- Профессиональное психологическое консультирование : учеб. пособие для вузов, Мальцева, Т. В., 2010
- Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
- Психолингвистика, Слобин, Д., 2006
- Психологическое консультирование, Забродин, Ю. М., 2010
- Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания : интерсознание в психоанализе, Россохин, А. В., 2010