Бакалавриат
2024/2025
Опросные методы в психологических исследованиях
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на ознакомление студентов с технологией применения метода опроса под разные цели и исследовательский дизайн. Курс включает следующие темы: 1) введение; 2) опрос как метод и методика; 3) опрос как когнитивный процесс; 4) качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования; 5) количественная методология при обработке данных опросного исследования; 6) исследовательская практика по курсу. В ходе освоения курса студенты получают знания о методологии опроса как метода психологического исследования, умения определять познавательные процессы, которые лежат в основе работы респондента с вопросами исследователя, и навыки проведения исследования, основанного на методе опросе. Изучение дисциплины базируется на ранее пройденных курсах по общей психологии, социальной психологии, практикуме по наблюдению и беседе, курсам по статистическому анализу данных.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов знание о ключевых характеристиках метода опроса в ряду других методов психологического исследования. Дополнить и развить знание студентов о методологических принципах построения психологического исследования.
- Сформировать навык анализа эффектов, возникающих в процессе понимания респондентами вопросов анкеты и форматирования ответов. Применить навык при создании учебного исследования.
- Сформировать знание об основных этапах конструирования анкеты и применить навыки оценки качества анкеты.
- Развить навыки студентов по планированию, реализации и оценке опросного исследования.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
- Студент владеет навыками поиска информации в базах данных, электронных источников литературы.
- Студент знает ключевые характеристики метода опроса в ряду других методов психологического исследования.
- Студент знает основные методологические принципы психологического исследования.
- Студент знает основные этапы конструирования анкеты и оценки ее качества.
- Студент умеет определить проблему, цель и дизайн исследования, релевантные применению метода опроса.
- Студент умеет определять ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматирования ответов.
- Студент умеет определять релевантную технологию обработки данных опросного исследования.
- Сопоставляет метод опроса с другими методами социально-психологического исследования. Описывает задачи для его применения в исследовании.
- Формулирует свой запрос к освоению учебного курса.
- Формулирует основные этапы конструирования анкеты. Проверяет качество готовой анкеты согласно ключевым критериям.
- Различает ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматированием ответов. Разрабатывает технику ослабления (или усиления) выявленных эффектов для улучшения качества анкеты (методики).
- Аргументирует выбор методологии (качественной или количественной) и техники для исследования на основе метода опроса. Определяет цель исследования и создает план исследования.
- Описывает суть различных видов качественной методологии, применяющейся в методе опроса (полуструктурированное интервью, тематический анализ, контент-анализ и другие). Объясняет задачи применения этих видов организации исследования.
- Объясняет смысл различных видов шкал, применяющихся для измерения мнений респондентов. Выявляет основные ошибки в составлении утверждений и вариантов ответов, которые искажают тип шкалы. Определяет методы статистической обработки данных, адекватные типу шкалы, в которой эти данные измерены.
- Проводит учебное качественное исследование на основе метода опроса (например, тематического анализа данных интервью; контент-анализа и т.п.): разрабатывает программу исследования, обосновывает технику и выборку, собирает данные, обрабатывает полученные данные, формирует научный отчет.
- Проводит учебное количественное исследование на основе метода опроса (например, для оценки взаимосвязи феноменов или оценки структуры методики): разрабатывает программу исследования, обосновывает технику и выборку, собирает данные, обрабатывает полученные данные при помощи программ статистической обработки, формирует научный отчет.
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Опрос как метод и методика
- Опрос как когнитивный процесс
- Качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования
- Количественная методология при обработке данных опросного исследования
- Исследовательская практика по курсу
Элементы контроля
- Рецензия на статью о валидизации методики
- Проведение когнитивного интервью
- Анализ количественных данных опросного исследования
- Защита исследовательского проекта
- Тест по материалам лекций
- Рецензия на анкету
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Анализ количественных данных опросного исследования + 0.3 * Защита исследовательского проекта + 0.15 * Проведение когнитивного интервью + 0.15 * Рецензия на анкету + 0.1 * Рецензия на статью о валидизации методики + 0.15 * Тест по материалам лекций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
- SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- John Hummel, Mark Whatley, David Monetti, Deborah Briihl, & Katharine Adams. (2009). Using the Sixth Edition of the APA Manual: A Guide for Students. https://doi.org/10.20429/ger.2009.070201
- Peel, K. L. (2020). A beginner’s guide to applied educational research using thematic analysis. https://doi.org/10.7275/ryr5-k983
- Saris, W. E., & Gallhofer, I. (2007). Estimation of the effects of measurement characteristics on the quality of survey questions. https://doi.org/10.18148/srm/2007.v1i1.49
- Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 174 с. — ISBN 978–5–7567–0605–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118
- Чернышева, Н. С. Практикум по психологии интервью : учебное пособие / Н. С. Чернышева. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 127 с. — ISBN 978-5-9765-2465-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72736 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.