Бакалавриат
2024/2025
Философия медиа
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина философия медиа предполагает три основные задачи для старшего курса обучения по образовательной программе «Журналистика». Во-первых, в курсе будет показано, как ключевые философские концепции (например, постгуманизм) могли бы помочь осмыслить траекторию развития медиа и технологии. Во-вторых, будет предложено глубокое осмысление философских теорий непосредственно медиа – Ги Дебора, Герберта Маркузе, Реймонда Уильямса, Фридриха Киттлера, Жана Бодрийяра, Роберта Хассана и др. Здесь же будут рассмотрены такие философские теории медиа, как «археология медиа» (Зигфрид Цилински). В-третьих, будет предложен философский анализ некоторых «ключевых слов» для современной медиакультуры, которые все более активно входят в повседневный язык – гипертекст, постправда, постирония, «сетевое общество», цифровой, аналоговый, ускорение и т.д. Обучающиеся смогут узнать, как медиатехнология способна трансформировать не только себя, но и почти все другие машины и медиапроцессы, которые люди использовали на протяжении всей истории существования.
Цель освоения дисциплины
- Овладеть знаниями о наиболее знаковых философских концепциях медиа и об авторских аналитических оптиках, позволяющих понимать и описывать актуальные медиапроцессы в рамках философских дискурсов
- Развить способность к применению изученных оптик на практике
- Развить навыки самостоятельного и критического мышления, способности к самостоятельному анализу современных медиапроцессов
- Повысить уровень эрудиции, развить способности к грамотному выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии
Планируемые результаты обучения
- Владеет углубленными представлениями о ключевых философских подходах к медиа, теоретических аппаратах, методологических оптиках и способах концептуализации
- Дифференцирует и сравнивает изученные концепции
- Воспроизводит логику аргументации изученных авторов
- Анализирует современные медиапроцессы, применяя изученные теории и оптики в академической и практической деятельности
- Применяет освоенный материал в публичной и письменной дискуссии
Содержание учебной дисциплины
- Критическая теория медиа
- «Ключевые слова» и концепты Media Studies
- Медиа в контексте ключевых теорий культуры XX-XXI вв.
- Философские исследования новых медиа
- Технологическое общество, политика и медиа
Элементы контроля
- Активность 1: работа на семинарах во 2-м модуле
- Устный экзамен
- Активность 2: работа на семинарах в 3-м модуле
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.35 * Активность 1: работа на семинарах во 2-м модуле + 0.35 * Активность 2: работа на семинарах в 3-м модуле + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Общество спектакля, Дебор, Г., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Manovich, L. (2002). The Language of New Media (Vol. 1st MIT Press pbk. ed). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138702