• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Философия медиа

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина философия медиа предполагает три основные задачи для старшего курса обучения по образовательной программе «Журналистика». Во-первых, в курсе будет показано, как ключевые философские концепции (например, постгуманизм) могли бы помочь осмыслить траекторию развития медиа и технологии. Во-вторых, будет предложено глубокое осмысление философских теорий непосредственно медиа – Ги Дебора, Герберта Маркузе, Реймонда Уильямса, Фридриха Киттлера, Жана Бодрийяра, Роберта Хассана и др. Здесь же будут рассмотрены такие философские теории медиа, как «археология медиа» (Зигфрид Цилински). В-третьих, будет предложен философский анализ некоторых «ключевых слов» для современной медиакультуры, которые все более активно входят в повседневный язык – гипертекст, постправда, постирония, «сетевое общество», цифровой, аналоговый, ускорение и т.д. Обучающиеся смогут узнать, как медиатехнология способна трансформировать не только себя, но и почти все другие машины и медиапроцессы, которые люди использовали на протяжении всей истории существования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть знаниями о наиболее знаковых философских концепциях медиа и об авторских аналитических оптиках, позволяющих понимать и описывать актуальные медиапроцессы в рамках философских дискурсов
  • Развить способность к применению изученных оптик на практике
  • Развить навыки самостоятельного и критического мышления, способности к самостоятельному анализу современных медиапроцессов
  • Повысить уровень эрудиции, развить способности к грамотному выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет углубленными представлениями о ключевых философских подходах к медиа, теоретических аппаратах, методологических оптиках и способах концептуализации
  • Дифференцирует и сравнивает изученные концепции
  • Воспроизводит логику аргументации изученных авторов
  • Анализирует современные медиапроцессы, применяя изученные теории и оптики в академической и практической деятельности
  • Применяет освоенный материал в публичной и письменной дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критическая теория медиа
  • «Ключевые слова» и концепты Media Studies
  • Медиа в контексте ключевых теорий культуры XX-XXI вв.
  • Философские исследования новых медиа
  • Технологическое общество, политика и медиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность 1: работа на семинарах во 2-м модуле
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Активность 2: работа на семинарах в 3-м модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.35 * Активность 1: работа на семинарах во 2-м модуле + 0.35 * Активность 2: работа на семинарах в 3-м модуле + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общество спектакля, Дебор, Г., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Manovich, L. (2002). The Language of New Media (Vol. 1st MIT Press pbk. ed). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138702

Авторы

  • Уваров Федор Максимович
  • Дегтярев Евгений Олегович