Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Уткина Валерия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс позволяет студентам научиться формировать дизайн исследования: ставить исследовательский вопрос и проблему, формулировать гипотезы, составлять обзоры литературы. Также в рамках курса будут более подробнее изучены методологические подходы к исследованиям - как качественные, так и количественные. Эти знания и навыки являются необходимыми для написания курсовых, дипломных работ, а также для подготовки научных статей.
Цель освоения дисциплины
- Студент владеет логикой исследовательской работы, умеет спроектировать исследование, исходя из поставленных цели и задач корректно определить методы и эмпирическую базу для работы
- Студент способен проанализировать структуру органов управления в выбранной области государственного и муниципального управления, составить "карту" (иерархию) нормативных правовых актов и документов в ней
- Студент умеет оформлять и презентовать результаты своего исследования, корректно ответить на возникающие вопросы и замечания
Планируемые результаты обучения
- Анализировать валидность и надежность собранных эмпирических данных
- Определять качественные и количественные стратегии исследования
- владеть навыками работы с законодательными, иными нормативно-правовыми и распорядительными актами в сфере публичного управления, научной, справочной и информационной литературой, а также релевантными аналитическими материалами
- Уметь анализировать полномочия и функции государственных органов в сфере публичного управления
- Определяет релевантную стратегию исследования;
- Студент умеет находить базовые эмпирические данные по теме исследования.
- Уметь определять стратегию исследования и выбирать адекватные методы сбора, обработки и анализа эмпирических данных
- Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания
- Обосновывает выбор методологической парадигмы исследования
- способность обучаться, искать и критически анализировать новую информацию и эмпирические данные
- разработать план проведения исследования
- Уметь: оценивать границы использования различных организационных структур в рамках публичного управления.
- знать основные этапы проведения исследования
- Знают разницу между валидностью и надёжностью измерительной процедуры
Содержание учебной дисциплины
- Логика исследовательской работы
- Парадигмы и типы социально-научных исследований
- Основные стратегии (логики) исследования
- Валидация данных
- Эмпирические данные и дизайн исследования
- Структура управления и документов в выбранной сфере публичного управления
- Типовые вопросы и замечания на защите работ
- Кейсы интересных исследований ВШЭ 2022-2024
Элементы контроля
- Отработка типовых ошибок исследовательских работ
- Посещение семинарских занятий
- Анализ структуры органов власти и НПААнализ структуры органов власти и НПА (по тематике КР) Блок I Устройство (структура) управления в выбранной сфере/отрасли – от принятия политических решений, их реализации, контроля качества исполнения функций / предоставления услуг, до объекта управления 1. Федеральный уровень: a. Есть ли органы / советы / комитеты / структурные подразделения Президентского уровня, в компетенции которых находится рассматриваемое тематическое направление? (Советы при Президенте, управления Администрации Президента и проч.) b. Есть ли профильные советы / комитеты в Федеральном Собрании (Совете Федераций, Государственной Думе) c. Как представлено данное направление в Правительстве РФ (есть ли профильные советы / комиссии), какие федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, службы) вовлечены в реализацию политики по данному направлению? d. Какие бюджетные учреждения федерального уровня осуществляют функции / предоставляют услуги в рассматриваемой сфере (не забыть обратить внимание на подведы ФОИВов)? e. Есть ли профильные для данной сферы государственные корпорации / внебюджетные фонды федерального уровня / организации с федеральным участием? 2. Межрегиональный уровень (в частности, федеральные округа): a. Какие департаменты, совещательные органы по данному направлению есть в структуре Полпредств? b. Есть ли территориальные отделения профильных федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня? 3. Региональный уровень: a. Есть ли территориальные отделения профильных федеральных органов исполнительной власти регионального уровня? b. Какие профильные подразделения комиссии / советы есть при Губернаторе (в Администрации Губернатора)? c. Какие профильные советы / комиссии / комитеты есть в законодательном органе субъекта федерации? d. Как представлено данное направление в правительстве региона, какие региональные органы исполнительной власти (управлению, министерства, департаменты) вовлечены в реализацию политики по данному направлению)? e. Какие бюджетные учреждения регионального уровня осуществляют функции / предоставляют услуги в рассматриваемой сфере (не забыть обратить внимание на подведы РОИВов)? f. Есть ли профильные для данной сферы государственные корпорации / внебюджетные фонды регионального уровня / организации с региональным участием? 4. Муниципальный уровень: a. Есть ли территориальные отделения профильных федеральных органов исполнительной власти муниципального уровня? b. Какие профильные подразделения комиссии / советы есть при Главе муниципального образования? c. Какие профильные советы / комиссии / комитеты есть в представительном органе муниципалитета? d. Какие профильные подразделения есть в администрации муниципального образования? e. Какие бюджетные учреждения муниципального уровня осуществляют функции / предоставляют услуги в рассматриваемой сфере? f. Есть ли профильные организации с муниципальным участием? Проверить и проанализировать, нет ли для конкретно вашей тематики иных государственных и муниципальных акторов (не упомянутых выше). Отрефлексировать и отразить на блок-схеме, как выявленные органы власти / организации / учреждения соподчинены / скоординированы / взаимодействуют между собой. Блок II Структура профильных НПА и государственных/муниципальных документов 1. Определить и зафиксировать базовые профильные законы и подзаконные акты согласно иерархии НПА и уровням власти. Чтобы не пропустить НПА, можно, можно ориентироваться на базовых перечисленных акторов в Блоке I 2. Определить и зафиксировать профильные государственные и муниципальные документы (национальные проекты, концепции, стратегии, государственные программы, бюджеты, генпланы и проч.) Отрефлексировать и отобразить на блок-схеме взаимосвязь / соподчинение / скоординированность указанных актов и документов. Схемы должны быть аккуратно оформлены, ясно и однозначно «читаемы» и трактуемы
- Методологический обзор статьи
- Определение парадигмы, стратегии исследования, работа с данными
- Презентация лучших кейсов исследовательских практик
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Анализ структуры органов власти и НПА + 0.2 * Методологический обзор статьи + 0.1 * Определение парадигмы, стратегии исследования, работа с данными + 0.1 * Определение парадигмы, стратегии исследования, работа с данными + 0.1 * Отработка типовых ошибок исследовательских работ + 0.1 * Посещение семинарских занятий + 0.1 * Презентация лучших кейсов исследовательских практик + 0.1 * Презентация лучших кейсов исследовательских практик
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Adcock, R., & Collier, D. (2001). Measurement Validity: A Shared Standard for Qualitative and Quantitative Research. https://doi.org/10.1017/s0003055401003100
- Collier, D., & Adcock, R. (2001). Measurement Validity: A Shared Standard for Qualitative and Quantitative Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4759268E
- Social science methodology : a unified framework, Gerring, J., 2012
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516309 (дата обращения: 27.08.2024).
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS
- Методика научно-исследовательской работы : учебное пособие. — Москва : МГИМО, 2014. — 124 с. — ISBN 978-5-9228-1016-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65789 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Основы государственного и муниципального управления : учеб. пособие, Рой, О. М., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Social science methodology : a unified framework, Gerring, J., 2013
- Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев, В. В., 2005
- Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15787-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509711 (дата обращения: 27.08.2024).
- Руководство по написанию проектов научного исследования на английском языке (для социальных дисци..., Дугарцыренова, В. А., 2020