Бакалавриат
2024/2025
Современная социология образования и человеческого развития
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит слушателей с современными научными теориями и эмпирическими программами в области изучения образования. Исследования последних лет показывают, что в развитых странах не физический, а человеческий капитал, инкорпорированный в людях, обладает наибольшей стоимостью и выступает основным источником роста. Поэтому образовательные системы становятся особенно важными для современных обществ. Их улучшение связано с регулированием человеческих отношений, а это именно та область, где социальные науки обладают наивысшим потенциалом, как исследовательским, так и практическим. Современная социальная теория рисует весьма мрачный портрет образования, серьезно удалившегося от идеалов и ценностей эпохи Просвещения. Предстоит немало сделать для поиска решений по совершенствованию и развитию этих систем, при том что выработанные современным международным научным сообществом технологии их исследования уже сегодня отличаются изощренностью и сложностью.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с актуальным состоянием научных исследований в области образования (включающей достижения нескольких дисциплин: социологии, психологии, экономики, нейробиологии). Слушатели курса смогут увидеть ключевые проблемы и трудности, стоящие перед системой образования, процессами развития знания, воспроизводства человеческого потенциала. Понимание этих проблем необходимо не только исследователю, но и практику, занимающемуся организацией и управлением в сфере образования.
Планируемые результаты обучения
- • Знают ключевые теоретические традиции социальных наук в области исследования образования, понимают особенности социальных процессов в образовании;
- • Критически и самостоятельно идентифицируют проблемы, формулируют исследовательские и практические вопросы, связанные с функционированием образовательных систем;
- • Знают данные важнейших международных исследовательских программ в области образования, понимают основные полученные на основе этих данных научные результаты, стратегии их интерпретации и перспективы дальнейшей исследовательской работы;
- • Умеют критически рассматривать и оценивать научные исследования, посвященные образованию, давать независимую аналитическую оценку таким исследованиям.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в исследования образования.
- Тема 2. Критическая традиция в исследованиях образования.
- Тема 3. Школа в зеркале «инструментальной» (утилитаристской) традиции.
- Тема 4. Исследования учителей.
- Тема 5. Профессиональное образование, университет и академический мир.
- Тема 6. Исследования науки и технологии.
- Тема 7. Человеческий капитал и исследования компетентности взрослых.
Элементы контроля
- Активность на семинарахВес – 0,7 от оценки за текущий контроль.
- Итоговое заданиеВ качестве итогового задания слушатели курса делают презентацию программы собственного исследования или решения практического кейса, иллюстрирующего на конкретном примере одну из теорий или проблем, вошедших в курс. Вес – 0,3 от оценки за текущий контроль.
- Экзамен4. Экзамен проводится для тех студентов, кто не набрал минимально необходимого накопленного балла для получения итоговой оценки, а также для тех, кто не согласен с накопленной оценкой и хочет ее пересмотра (по итогам экзамена оценка может быть как повышена, так и понижена, отталкиваясь от содержания ответа экзаменуемого и выставленного балла за экзамен). Экзамен проходит в виде индивидуального собеседования, экзаменуемый получает два вопроса по содержанию курса, готовит письменный ответ по этим вопросам (40 мин), а затем отвечает устно.
- Накопленная оценка за текущий контроль
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0 * Итоговое задание + 0.6 * Накопленная оценка за текущий контроль + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Collins, R. (2019). The Credential Society : An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2087960
- Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Перевод с франц. В. Наумова - 978-5-91103-430-6 - Фуко Мишель - 2015 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/370076 - 370076 - iBOOKS
- Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- A companion to the anthropology of education, , 2011
- Education in a new society : renewing the sociology of education, , 2018
- Foundations of social theory, Coleman, J.S., 1990
- Жизнь в классе - 978-57598-1322-4 - Джексон Ф. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353015 - 353015 - iBOOKS
- Жизнь в классе, пер. с англ. Р.Устьянцева, Т. Соколовой ; науч. ред. пер. А. Сидоркин, Т. Соколова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, [XII], 235 с., Джексон, Ф., 2016
- Педагогика угнетенных, Фрейре, П., 2018