Бакалавриат
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
Психология и нейрофизиология памяти и научения
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Воробьева Алисия Нуньес
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
1.Учебная дисциплина Психология и нейрофизиология памяти и научения знакомит студента-психолога с основными понятиями в психологии нейрофизиологии памяти и научения. Кратковременная и долговременная память. Формы долговременной памяти: декларативная и недекларативная память. Ассоциативная и неассоциативная недекларативная память. Неассоциативная память: сенситизация и габитуация. Ассоциативная память: условные рефлексы (двигательные и вегетативные) и моторная память. Рабочая память. Осцилляторные механизмы рабочей памяти. Эпизодическая память как конструктивный процесс. Структура и связи гиппокампальной формации. Осцилляторные корреляты запоминания и воспроизведения информации. Консолидация памяти. Роль сна в консолидации памяти. Эмоциональная память и роль миндалевидного тела. Научение в условиях стресса. Молекулярно-генетические механизмы памяти. Долговременная потенциация и депрессия. Нейротрансмиттеры, связанные с памятью. Навигационная система мозга.
Цель освоения дисциплины
- Получить базовые знания об основных понятиях психологии и нейрофизиологии памяти и научения.
- Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психологических и нейробиологических исследований памяти.
Планируемые результаты обучения
- Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
- Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
- Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
- Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
- Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
- Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
- Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
- Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
- Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
- Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
- Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
- Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
- Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
- Определение типа афазии.
- Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
- Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
- Перечисление принципов диагностики афазии.
- Перечисление причин афазии
- Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
- Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
- Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
- Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
- Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
- Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
- Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
- Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
- Вспомнить основные определения, функции и структуры памяти Получить представление о поведенческих и клеточных механизмах простейших форм научения
- Получить представление о механизмах формирования и классификациях условных рефлексов. Вспомнить механизмы формирования УР и инструментального обучения.
- Получить представление о моделях и основных исследованиях моторной памяти. Уметь перечислить уровни построения движения.
- Уметь назвать основные модели рабочей памяти. Получить представление о нейронных механизмах РП.
- Получить представление о нейронных механизмах семантической памяти. Уметь объяснить механизмы возникновения ложных воспоминаний.
- Получить представление об эпизодической памяти как конструктивном процессе. Уметь назвать и зарисовать основные структуры и связи гиппокампальной формации. Получить представления об осцилляторных коррелятах запоминания и извлечения инофрмации.
- Получить представления о механизмах консолидации памяти и роли сна в консолидации памяти. Получить представления об оптимальных условиях консолидации памяти.
- Получить представления об эмоциональной памяти и роли миндалевидного тела в ее формировании и активации. Уметь перечислить основные симптомы ПТСР. Получить представления о механизмах и эффектах научения в условиях стресса.
- Получить представление о молекулярно-генетических механизмах памяти. Уметь объяснить механизм долговременной потенциации.
- Получить представление о навигационной системе мозга и ее клеточных механизмах.
Содержание учебной дисциплины
- Недекларативная память
- Недекларативная память: моторная память.
- Рабочая память.
- Семантическая память.
- Эпизодическая память.
- Консолидация памяти.
- Эмоциональная память.
- Молекулярные механизмы памяти.
- Навигационная система мозга.
Элементы контроля
- Домашнее задание: подготовка презентации с защитой на семинаре
- Письменная работа
- Посещение занятий