Бакалавриат
2024/2025
Международные отношения на Востоке
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины студенты изучат вопросы внешней политики стран Ближнего Востока и Восточной Азии в сопряжении с основными проблемами международных отношений и мировой экономики. Курс поможет более четко понять особенности региональной обстановки и подходов к решению внешнеполитических проблем стран этих двух регионов, обусловленных факторами исторического, национального, конфессионального и культурного характера. Особое место будет уделено проблематике региональной безопасности. Составной частью курса является определение потенциала и вектора влияния стран указанных регионов на процессы становления многополярного мира, формирования общности интересов «коллективного Юга» и «коллективного Востока» и взаимодействия этих центров мировой системы государств с Российской Федерацией.Первый тематический блок курса посвящен странам Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Обострение международной ситуации, острый конфликт между коллективным Западом и РФ объективно ведут к возрастанию роли государств БВСА в российской внешней политике, финансовых, торговых, экономических связях России с зарубежными партнерами. От того, какую позицию будут занимать государства региона в вопросах ценообразования на энергоносители, санкционной практики западных государств, взаимодействия с новыми интеграционными форматами (БРИКС, ШОС и др.) во многом зависят внешние условия, в которых будет находиться Россия в средне- и долгосрочной перспективе. В данном блоке в сжатой форме будут изложены наиболее важные аспекты, касающиеся истории, нынешнего состояния, а также прогнозов дальнейшего развития ближневосточных стран и связей нашей страны с государствами, региональными и субрегиональными организациями БВСА. Автор этого раздела курса — профессор, Действительный Государственный советник Российской Федерации 1-го класса А. Г. Бакланов, в течение нескольких десятилетий работавший в странах региона, поделится своими эксклюзивными оценками и наблюдениями, касающимися особенностей взаимодействия с политиками и представителями бизнес-элиты ближневосточных государств. В рамках второго блока рассматривается развитие Восточной Азии в период после Второй мировой войны, а также наиболее важные проблемы современного состояния региона. Послевоенное становление Китая, Японии, стран Корейского полуострова шло на фоне противостояния социалистической и капиталистической систем. Рассмотрены циклы этого развития, которые чередуются характерными периодами конфронтации и потепления отношений. Современное развитие стран Восточной Азии продолжает содержать элементы противоречия прошлых десятилетий. Как следствие, главная особенность нынешнего развития региона весьма противоречива. С одной стороны, глубокая экономическая интеграция между странами – КНР, Республика Корея, Япония – является относительной гарантией стабильности и безопасности. Вместе с тем колоссальная разница в понимании международной обстановки политическими элитами стран, заложенная логикой предыдущего периода, сказывается на взаимоотношениях стран до сих пор. И хотя открытая конфронтация в регионе на данный момент маловероятна, регион нельзя назвать стабильным, и приходится иметь в виду, что ситуация может измениться в любой момент.Основные аспекты, связанные с современным развитием стран региона, следующие – проблема безопасности, территориальные споры, экономическое развитие, проблемы исторической памяти. Кроме того, рассмотрены особенности восточноазиатского направления внешней политики России. В целом, курс позволит студентам получить предметное представление в отношении потенциала наших связей с важнейшими «центрами силы» формирующегося нового политического, финансового, экономического и торгового миропорядка.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения ближневосточного блока дисциплины «Международные отношения на Востоке» являются: – ознакомление студентов с историей получения ближневосточными странами независимости, с ролью СССР в судьбе народов и государств этих стран; – ознакомление студентов с конфликтными и кризисными ситуациями на Ближнем Востоке и политикой России, предлагающей свои варианты их разрешения; – ознакомление студентов с особенностями развития двусторонних связей России с наиболее важными государствами региона в политической. торгово-экономической и гуманитарной области; – развитие навыков анализа ситуации в регионе и в отдельных странах, выработки реалистичных предложений, направленных на улучшение имиджа нашей страны в регионе, расширение и диверсификации связей в различных сферах на взаимовыгодных условиях.
Планируемые результаты обучения
- Владеет необходимым теоретическим инструментарием для оценивания внешнеполитических процессов
- Называет основные проблемы безопасности регионов и описывает потенциальные пути разрешения межгосударственных конфликтов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1.1. Страны Ближнего и Среднего Востока (БСВ) в мировой политике, экономике, финансах, оценка нынешних позиций и перспектив на будущее. Формирование региональной системы Ближнего Востока под воздействием внешних сил
- Тема 1.2. Ближневосточный конфликт
- Тема 1.3. "Шиитско-суннитское противостояние"
- Тема 1.4. Влияние международного контекста на политические процессы внутри стран региона. Деятельность международных, региональных и субрегиональных организаций в странах БВСА.
- Тема 1.5. Современные конфликты на Ближнем Востоке
- Тема 2.1. Становление биполярного мира: механизмы и особенности
- Тема 2.2. Восточная и Юго-Восточная Азия в 1950-1960-е гг.
- Тема 2.3. 1970-80-е гг. От Разрядки к Новому мышлению.
- Тема 2.4. Восточная Азия в начале постбиполярного периода 1990-е – 2000-е гг.
- Тема 2.5. Международные отношения в Восточной Азии на современном этапе
Элементы контроля
- Работа на семинарах (БВ)
- Работа на семинарах (ВА)
- Тест по БВ
- Тест по ВА
- Домашнее задание по контурным картам (БВ)
- Домашнее задание по контурным картам (ВА)
- Письменная работа (БВ)
- Письменная работа (ВА)
- Доклад (БВ)
- Доклад (ВА)
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleСтуденты выбирают трек до начала семинарских занятий. В случае, если до начала первого семинара не выбравший трек студент отсутствует или не может определиться, он попадает на трек Б. Трек А 14% работа на семинарах (7% за семинары по БВ и 7% за семинары по ВА) 10% письменные работы (5% за работу по БВ и 5% за работу по ВА) 6% карты (3% на карты по БВ и 3% на карты по ВА) 20% тесты (10% на тест по БВ и 10% на тест по ВА) 50% экзамен Максимальная оценка – 100% (10) Трек Б 30% работа на семинарах (15% за семинары по БВ и 15% за семинары по ВА) 24% доклады (12% на доклад по БВ и 12% на доклад по ВА) 10% карты (5% на карты по БВ и 5% на карты по ВА) 20% тесты (10% на тест по БВ и 10% на тест по ВА) Максимальная оценка – 84% (8)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Диалог и столкновение цивилизаций : сборник трудов / Е.П. Бажанов, Н.Е. Бажанова. - М.: Весь Мир, 2013. - 272 с.: ISBN 978-5-7777-0561-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012837
- Современные глобальные проблемы мировой политики : учебное пособие / под редакцией М. М. Лебедевой. — Москва : Аспект Пресс, 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-7567-0539-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68698 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Горовиц, Д., & Бараш, Р. (2007). Структура и стратегия этнического конфликта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E831889A