Бакалавриат
2024/2025
Социология потребления
Статус:
Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Социология потребления» знакомит студента с представлениями о природе потребления с позиции современной экономической социологии. С учетом практической составляющей студенты получают полноценное видение того, как необходимо исследовать потребление населения.
Цель освоения дисциплины
- Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии в области изучения потребления населения
- Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований потребления
Планируемые результаты обучения
- Анализирует особенности потребления в России.
- Анализирует особенности потребления в СССР
- Анализирует причины различий в потреблении
- Владеет основами концепций формирования ценностей
- Знает основные причины различий в структурах повседневности 15-18 веков
- Знает основные функции питания и одежды, сравнивает концепции объяснения различий в потреблении
- Знает основные элементы системы вещей и умеет их применять к анализу потребления
- Знает основные этапы разлития торговли и их особенности, умеет сравнивать
- Сравнивает классические и современные экономические теории потребления
- Сравнивает концепции культурного и этического потребления
- Сравнивает концепции потребления на основе теории знаков и другие теории
- Сравнивает концепции экономического и социологического подходов к изучению потребления
- Сравнивает различные концепции новых типов обществ
- Умеет анализировать причины и последствия макдональдизации
- Умеет анализировать различия в стиле жизни
- Умеет применять концепцию постмодерна к анализу современного потребления
- Умеет применять основные концепции потребления туризма и досуга к современности
- Умеет использовать понятия моды и рекламы для исследования потребления. Умеет сравнивать потребительские практики мужчин и женщин.
- Умеет использовать результаты социологической теории для анализа новых экономических подходов к исследованию потребления.
- Умеет различать и применять подходы различных наук к исследованию потребления
- Умеет выделять особенности общества постмодерна в современном потреблении
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления
- Лекция 2. История потребления в Европе и в мире
- Лекции 3-4. Тенденции в потреблении в СССР и в России 1990х-2000х.
- Лекция 5. Система вещей и потребление знаков
- Лекция 6. Основные концепции формирования ценности вещей
- Лекция 7. Концепция стиля жизни в теории потребления. Потребление и социальная стратификация.
- Лекция 8. Теории новых типов обществ в социологии потребления
- Лекция 9. Трансформации потребления в обществе постмодерна и макдональдизации.
- Лекция 10. Потребление в контексте культуры и этики
- Лекция 11. Гендер, мода и реклама в потреблении
- Лекция 12. Основные теоретические подходы к изучению потребления и их особенности
- Лекции 13-14. Как изменялись экономические модели потребления под влиянием социологических концепций
- Семинар 1. "Структуры повседневности" Ф.Броделя
- Семинар 2. Потребление в СССР
- Семинар 3. Потребление в сферах питания и одежды
- Семинар 4. Потребление в сферах туризма и культуры.
- Семинар 5. Шоппинг как способ потребительского поведения.
- Семинар 6. "Система вещей" Ж.Бодрийяра.
- Семинар 7. Потребление в современную эпоху: макдональдизация и постмодерн.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.15 * Доклад + 0.2 * Работа на семинаре + 0.4 * Тест + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ильин, В. И. Социология потребления : учебник для академического бакалавриата / В. И. Ильин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08321-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438290 (дата обращения: 28.08.2023).
- Социология потребления : учеб. пособие, Рощина, Я. М., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Избранные сочинения. Т.1: ., Маркс, К., 1984
- К критике политической экономии знака, Бодрийяр, Ж., 2007
- Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
- Социология потребления : учеб. пособие / М.Е. Родионова, С.В. Назаренко, Е.А. Агеева, Н.И. Киселева, К.В. Голубева. — М. : ИНФРА-М, 2018. —189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/970001