Бакалавриат
2024/2025
Качественные методы политических исследований
Статус:
Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Порецкова Анастасия Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Благодаря прослушиванию данного курса студенты получают практические навыки использования качественных методов в политических исследованиях и экспертно- аналитической работе. Целью курса является обучение студентов навыкам самостоятельного проведения и организации целостного качественного исследования: от выбора стратегии исследования и понимания его методологии до планирования исследовательского дизайна, выбора наиболее подходящих техник сбора данных, выхода в поле, рефлексии относительно полученного материала, обработки и кодирования качественных данных и, наконец, их анализа и визуализации. В ходе курса мы не только непосредственно улучшаем навыки планирования исследования, но и способствуем написанию качественных исследовательских работ.
Цель освоения дисциплины
- познакомить студентов со спецификой качественных методов политических исследований
- показать исследовательские возможности качественной исследовательской стратегии
- научить студентов основам выбора стратегии качественного политического исследования
- дать возможность приобретения практических навыков проведения качественного исследования
Планируемые результаты обучения
- знает и понимает основные принципы проведения исследования в рамках методологии дискурс-анализа
- знает и понимает основные принципы проведения фокус-групп
- знает и понимает основные принципы работы в рамках полевых исследований
- знает основные исследовательские стратегии в рамках качественных методов в социо-политических исследованиях
- знает основные результаты проведения исследования в рамках методологии нарративного анализа
- знает основные типы интервью и как их использовать в социо-политических исследованиях
- знать основные методологические подходы к использованию качественных методов в политологии
- знать основные этапы развития научной мысли в отношении качественной методологии
- понимает основные принципы работы с данными в рамках подхода теории практик
- понимает специфику качественных данных и понимает принципы работы с ними (категоризация, кодировка, и т.д.)
- уметь определить место собственного исследования относительно общей степени разработанности проблемы
- уметь подготовить, организовать и провести собственный сбор качествен- ных данных
Содержание учебной дисциплины
- Что такое качественные методы и зачем их использовать?
- Историческое развитие качественных методов
- Виды качественных методов. Выбор стратегии исследования
- Этнографическое исследование
- От институтов к практикам
- Работа в «поле»: особенности политических исследований
- Процедуры и методы полевой работы: интервью
- Процедуры и методы полевой работы: фокусированное интервью
- Методы анализа качественных данных: кодирование, каталогизация, обработка
- Методы анализа качественных данных: нарративный анализ
- Методы анализа качественных данных: дискурс-анализ
Элементы контроля
- Домашнее задание 3
- Экзамен
- Домашнее задание 2
- Активность на семинарах II
- Активность на семинарских занятиях
- Домашнее задание 1
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность на семинарах II + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
- Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
- De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935
- Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179
- Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
- Laura Camfield. (2018). Rigor and Ethics in the World of Big-team Qualitative Data: Experiences From Research in International Development. https://doi.org/10.1177/0002764218784636
- Qualitative Interviewing
- Seidman, I. (2019). Interviewing As Qualitative Research : A Guide for Researchers in Education and the Social Sciences (Vol. Fifth edition). New York, NY: Teachers College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2168597
- Tannen, Deborah, et al. The Handbook of Discourse Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1895501.
- Taylor, S. (2013). What Is Discourse Analysis? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=562210
- Лукина, М. Технология интервью : учебное пособие / М. Лукина. — 2-е изд., доп. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 192 с. — ISBN 978–5–7567–0371-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68828 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Chaiyapa, W., Esteban, M., & Kameyama, Y. (2018). Why go green? Discourse analysis of motivations for Thailand’s oil and gas companies to invest in renewable energy. Energy Policy, (C), 448. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.enepol.v120y2018icp448.459
- Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
- Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
- Johnstone, B. (2016). “Oral versions of personal experience”: Labovian narrative analysis and its uptake. Journal of Sociolinguistics, 20(4), 542–560. https://doi.org/10.1111/josl.12192
- Marcus, G. E. (1995). ETHNOGRAPHY IN/OF THE WORLD SYSTEM: The Emergence of Multi-Sited Ethnography. Annual Review of Anthropology, 24(1), 95–117. https://doi.org/10.1146/annurev.an.24.100195.000523