Бакалавриат
2024/2025
Психология насилия
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ананьева Ольга Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Психология насилия» направлен на ознакомление студентов с теоретическими и методологическими аспектами современного поля исследований насилия. Курс включает в себя следующие темы: 1) введение; 2) подходы к изучению насилия в междисциплинарной перспективе; 3) факторы распространенности и оправдания насилия; 4) межгрупповое конфликты и насилие; 5) инструментарий исследовательского поля по изучению насилия; 6) программы и интервенции; 7) исследовательская практика по курсу. В ходе освоения курса студенты получат знания о ключевых теоретических подходах и методах исследования насилия на разных уровнях анализа, а также навыки проведения эмпирического исследования по адаптации инструментария оценки отношения к разным формам насилия. Изучение дисциплины основывается на пройденных курсах по дисциплинам социальной психологии, психологии социального неравенства, а также курсам по статистическому анализу данных. Курс включает в себя 7 лекций и 11 семинарских занятий и длится в течение одного модуля. Учебный курс разработан в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представления о междисциплинарных подходах к изучению межличностного и межгруппового насилия;
- Сформировать у студентов знания об основных теоретических подходах к изучению психологических механизмов восприятия и формирования отношения к насилию;
- Дополнить и развить знания студентов о психологических теориях для разработки исследовательских проектных предложений и интервенций;
- Сформировать у студентов знания о методах планирования и оценки социальных программ, направленных на изменение поведения, установок и социальных норм, ассоциированных с насилием;
- Развить у студентов навыки по планированию, разработке и оценке исследовательских проектов, направленных на изучение психологических механизмов формирования отношения к насилию.
Планируемые результаты обучения
- Классифицировать формы, типы, уровни анализа и субъекты ситуации насилия
- Разграничивать области исследований насилия
- Определять индивидуальные, ситуативные, социальные психологические факторы формирования отношения к насилию
- Называть теоретические подходы к изучению насилия в контексте межгрупповых конфликтов
- Формулировать этические ограничения при планировании исследований по изучению проблемы насилия
- Классифицировать инструменты по оценке отношения к насилию
- Разрабатывать план исследования, направленного на проверку исследовательского вопроса о предикторах и/или последствиях поддержания установок в отношении насилия
Содержание учебной дисциплины
- 1. Введение
- 2. Разбор понятийного аппарата и концептуальных подходов к изучению насилия: междисциплинарная перспектива
- 3. Индивидуальные, социальные, культурные факторы распространенности и оправдания насилия
- 4. Межгрупповые конфликты и насилие
- 5. Инструментарий исследовательского поля по изучению отношения к насилию
- 6. Программы и интервенции
Элементы контроля
- Домашнее задание 1
- Домашнее задание 2
- Проектное исследовательское предложение
- Аудиторная активность
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.15 * Аудиторная активность + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.25 * Проектное исследовательское предложение + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bushman, B. J. (2017). Aggression and Violence : A Social Psychological Perspective. Routledge.
- Carlos A. Cuevas, & Callie Marie Rennison. (2016). The Wiley Handbook on the Psychology of Violence. Wiley-Blackwell.
- Cunningham, H. R., & Berry, W. F. (2012). Handbook on the Psychology of Violence. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=540910
- Johan Galtung. (1990). Cultural Violence. Journal of Peace Research, 3, 291.
- Kurtz, Lester R., and Jennifer Turpin, eds. Encyclopedia of violence, peace, and conflict. Vol. 1. Academic Press, 2008.
- McDoom, O. S. (2012). The Psychology of Threat in Intergroup Conflict. International Security, 37(2), 119–155. https://doi.org/10.1162/ISEC_a_00100
- Tropp, Linda R., and Linda Tropp, eds. The Oxford handbook of intergroup conflict. Oxford University Press, 2012.
- Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета, Гулевич, О.А., 2019
- Социальная психология добра и зла, , 2022
Рекомендуемая дополнительная литература
- Meanings of violence in contemporary in Latin America, , 2011
- Motivational aspects of prejudice and racism, , 2008
- Neuroscience of prejudice and intergroup relations, , 2013
- Nonviolence and peace psychology : intrapersonal, interpersonal, societal, and world peace, Mayton II, D. M., 2009
- Social psychology of prejudice, Jones, M., 2008