• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Психология насилия

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Психология насилия» направлен на ознакомление студентов с теоретическими и методологическими аспектами современного поля исследований насилия. Курс включает в себя следующие темы: 1) введение; 2) подходы к изучению насилия в междисциплинарной перспективе; 3) факторы распространенности и оправдания насилия; 4) межгрупповое конфликты и насилие; 5) инструментарий исследовательского поля по изучению насилия; 6) программы и интервенции; 7) исследовательская практика по курсу. В ходе освоения курса студенты получат знания о ключевых теоретических подходах и методах исследования насилия на разных уровнях анализа, а также навыки проведения эмпирического исследования по адаптации инструментария оценки отношения к разным формам насилия. Изучение дисциплины основывается на пройденных курсах по дисциплинам социальной психологии, психологии социального неравенства, а также курсам по статистическому анализу данных. Курс включает в себя 7 лекций и 11 семинарских занятий и длится в течение одного модуля. Учебный курс разработан в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представления о междисциплинарных подходах к изучению межличностного и межгруппового насилия;
  • Сформировать у студентов знания об основных теоретических подходах к изучению психологических механизмов восприятия и формирования отношения к насилию;
  • Дополнить и развить знания студентов о психологических теориях для разработки исследовательских проектных предложений и интервенций;
  • Сформировать у студентов знания о методах планирования и оценки социальных программ, направленных на изменение поведения, установок и социальных норм, ассоциированных с насилием;
  • Развить у студентов навыки по планированию, разработке и оценке исследовательских проектов, направленных на изучение психологических механизмов формирования отношения к насилию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Классифицировать формы, типы, уровни анализа и субъекты ситуации насилия
  • Разграничивать области исследований насилия
  • Определять индивидуальные, ситуативные, социальные психологические факторы формирования отношения к насилию
  • Называть теоретические подходы к изучению насилия в контексте межгрупповых конфликтов
  • Формулировать этические ограничения при планировании исследований по изучению проблемы насилия
  • Классифицировать инструменты по оценке отношения к насилию
  • Разрабатывать план исследования, направленного на проверку исследовательского вопроса о предикторах и/или последствиях поддержания установок в отношении насилия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение
  • 2. Разбор понятийного аппарата и концептуальных подходов к изучению насилия: междисциплинарная перспектива
  • 3. Индивидуальные, социальные, культурные факторы распространенности и оправдания насилия
  • 4. Межгрупповые конфликты и насилие
  • 5. Инструментарий исследовательского поля по изучению отношения к насилию
  • 6. Программы и интервенции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Проектное исследовательское предложение
  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.15 * Аудиторная активность + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.25 * Проектное исследовательское предложение + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bushman, B. J. (2017). Aggression and Violence : A Social Psychological Perspective. Routledge.
  • Carlos A. Cuevas, & Callie Marie Rennison. (2016). The Wiley Handbook on the Psychology of Violence. Wiley-Blackwell.
  • Cunningham, H. R., & Berry, W. F. (2012). Handbook on the Psychology of Violence. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=540910
  • Johan Galtung. (1990). Cultural Violence. Journal of Peace Research, 3, 291.
  • Kurtz, Lester R., and Jennifer Turpin, eds. Encyclopedia of violence, peace, and conflict. Vol. 1. Academic Press, 2008.
  • McDoom, O. S. (2012). The Psychology of Threat in Intergroup Conflict. International Security, 37(2), 119–155. https://doi.org/10.1162/ISEC_a_00100
  • Tropp, Linda R., and Linda Tropp, eds. The Oxford handbook of intergroup conflict. Oxford University Press, 2012.
  • Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета, Гулевич, О.А., 2019
  • Социальная психология добра и зла, , 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meanings of violence in contemporary in Latin America, , 2011
  • Motivational aspects of prejudice and racism, , 2008
  • Neuroscience of prejudice and intergroup relations, , 2013
  • Nonviolence and peace psychology : intrapersonal, interpersonal, societal, and world peace, Mayton II, D. M., 2009
  • Social psychology of prejudice, Jones, M., 2008

Авторы

  • Набиева Ульвия Асафовна
  • Ананьева Ольга Алексеевна