Бакалавриат
2024/2025





Когнитивная лингвистика
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Попова Татьяна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен когнитивной лингвистике как актуальной области лингвистических исследований и охватывает широкий спектр оригинальных концепций и подходов (теория концептуальной метафоры, теория прототипов, топологическая семантика и пр.). Основное внимание уделяется различным аспектам анализа, описания и моделирования языкового значения
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения
- Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
- Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
- Демонстрировать знания основных концепций, связанных с когнитивным подходом
- Анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины
- 1. Когнитивная лингвистика как направление научной мысли
- 2. Язык и текст в современной когнитивной лингвистике
- 3. Теория концептуальной метафоры
- 4. Категоризация
- 5. Языковая картина мира в аспекте когнитивной лингвистике
- 6. Ментальные пространства
- 7. Топологическая семантика
- 8. Языковая концептуализация пространства
- 9. Грамматика конструкций
- 10. Полисемия. Семантическая деривация
Элементы контроля
- ДокладПредставляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 15 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- Аудиторная работаВ рамках аудиторной работы на семинарах предполагается работа студента в формате участия в обсуждении, ответов на вопросы и формулирование аргументов в пользу того или иного утверждения по теме семинаров.
- Самостоятельная работаСамостоятельные работы проходят в формате тестов, терминологических диктантов или письменных ответов на вопросы. Цель - текущий контроль знаний по тематическим блокам курса.
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой выполнение студентом письменной контрольной работы из двух частей: тестовой и письменной. Письменная часть предполагает развёрнутый ответ (мини-эссе) на одну из предложенных тем по материалам лекций и семинаров. Темы буду представлены заранее. Источники подбираются студентом самостоятельно в процессе подготовки к экзамену.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.125 * Доклад + 0.125 * Доклад + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Handbook of cognitive linguistics, , 2015
- Когнитивная лингвистика : курс лекций, Скребцова, Т. Г., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
- Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690