Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Морфосинтаксическая структура русского языка

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса слушатели получают представления о типологической специфике русского языка, работают с корпусным материалом русского языка с использованием современных теоретических и методологических подходов; приобретают навык использования корпусов текстов и других лингвистических ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
  • Ознакомление слушателей ссовременным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
  • Получение слушателями представления о типологической специфике русского языка
  • Демонстрация на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов
  • Приобретение слушателями навыков пользования корпусами текстов и другими лингвистическими ресурсами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знания основных подходов к выделению частей речи в языках мира, критериев выделения частей речи в русском языке, инвентаря русских частей речи в рамках наиболее распространённых подходов
  • Демонстрировать знания основных лексико-грамматических разрядов открытых классов слов, применять различные теоретические и методологические подходы для анализа морфосинтаксиса русских прилагательных, предикативов, предлогов.
  • Демонстрировать знания общей организацией русской глагольной системы и категориями русского глагола, основные понятия и актуальные проблемы русской аспектологии.
  • Демонстрировать знания основных понятий, связанных с грамматическими особенностями спонтанной разговорной речи
  • Демонстрировать знания общей организации русской именной системы и категориями русского имени, основные подходы к выделению согласовательных классов существительных, состав русской падежной системы в рамках различных подходов
  • Демонстрировать знания основных понятий, фактов и проблем, касающихся морфосинтаксиса клаузы в русском языке, в частности, порядка слов, отрицания, падежного маркирования аргументов, неглагольной предикации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Части речи
  • Именная морфология
  • Глагольная морфология
  • Части речи: закрытые классы
  • Грамматические особенности устной спонтанной речи
  • Современные исследования грамматического строя русского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследовательская работа
    Представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания проверяют усвоение содержания семинаров и материалов курса (литература по темам) в различных форматах: 1. Обзор научной литературы Студент анализирует предложенный научный журнал, сборник, монографию и представляет тематический план: разделы, методы, материал, подходы исследователей в различным научным проблемам современной лингвистики. Студент также анализирует списки литературы и составляет список литературы, в котором собраны наиболее значимые для лингвистики трудов и исследований последнего столетия. Журналы и сборники для анализа: • «Русская грамматика»; • «Вопросы языкознания»; • «Русская речь»; • «Коммуникативные исследования»; • «Вестник Томского государственного университета» и др. 2. Конспекты к прочитанным статьям (инфографика, схемы, таблицы): Студент оформляет конспект в электронном виде, используя навыки информационной обработки текста: сокращение, выделение главного. Главная задача включать в конспект не только текстовые блоки, но и элементы визуализации данных (схемы, таблицы, план статьи). Количество: 5 конспектов за курс. 3. Итоговый тест Студенты выполняют тест в электронном виде, который проверяет теоретические и практические знания в соответствии с изученными в рамках курса темами.
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студент отвечает на 2 вопроса из билета и анализирует фрагмент текста (художественная/нехудожественная литература) в различных аспектах, изученных во время освоения курса (особенности именной и глагольной морфологии).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Домашние задания + 0.3 * Исследовательская работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грамматический словарь русского языка. Словоизменение : около 100 000 слов, Зализняк, А. А., 1977

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова, Н. С., 2020

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Попова Татьяна Ивановна