Бакалавриат
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Морфосинтаксическая структура русского языка
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Попова Татьяна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса слушатели получают представления о типологической специфике русского языка, работают с корпусным материалом русского языка с использованием современных теоретических и методологических подходов; приобретают навык использования корпусов текстов и других лингвистических ресурсов.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
- Ознакомление слушателей ссовременным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
- Получение слушателями представления о типологической специфике русского языка
- Демонстрация на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов
- Приобретение слушателями навыков пользования корпусами текстов и другими лингвистическими ресурсами
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знания основных подходов к выделению частей речи в языках мира, критериев выделения частей речи в русском языке, инвентаря русских частей речи в рамках наиболее распространённых подходов
- Демонстрировать знания основных лексико-грамматических разрядов открытых классов слов, применять различные теоретические и методологические подходы для анализа морфосинтаксиса русских прилагательных, предикативов, предлогов.
- Демонстрировать знания общей организацией русской глагольной системы и категориями русского глагола, основные понятия и актуальные проблемы русской аспектологии.
- Демонстрировать знания основных понятий, связанных с грамматическими особенностями спонтанной разговорной речи
- Демонстрировать знания общей организации русской именной системы и категориями русского имени, основные подходы к выделению согласовательных классов существительных, состав русской падежной системы в рамках различных подходов
- Демонстрировать знания основных понятий, фактов и проблем, касающихся морфосинтаксиса клаузы в русском языке, в частности, порядка слов, отрицания, падежного маркирования аргументов, неглагольной предикации.
Содержание учебной дисциплины
- Части речи
- Именная морфология
- Глагольная морфология
- Части речи: закрытые классы
- Грамматические особенности устной спонтанной речи
- Современные исследования грамматического строя русского языка
Элементы контроля
- Исследовательская работаПредставляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
- Домашние заданияДомашние задания проверяют усвоение содержания семинаров и материалов курса (литература по темам) в различных форматах: 1. Обзор научной литературы Студент анализирует предложенный научный журнал, сборник, монографию и представляет тематический план: разделы, методы, материал, подходы исследователей в различным научным проблемам современной лингвистики. Студент также анализирует списки литературы и составляет список литературы, в котором собраны наиболее значимые для лингвистики трудов и исследований последнего столетия. Журналы и сборники для анализа: • «Русская грамматика»; • «Вопросы языкознания»; • «Русская речь»; • «Коммуникативные исследования»; • «Вестник Томского государственного университета» и др. 2. Конспекты к прочитанным статьям (инфографика, схемы, таблицы): Студент оформляет конспект в электронном виде, используя навыки информационной обработки текста: сокращение, выделение главного. Главная задача включать в конспект не только текстовые блоки, но и элементы визуализации данных (схемы, таблицы, план статьи). Количество: 5 конспектов за курс. 3. Итоговый тест Студенты выполняют тест в электронном виде, который проверяет теоретические и практические знания в соответствии с изученными в рамках курса темами.
- ЭкзаменНа экзамене студент отвечает на 2 вопроса из билета и анализирует фрагмент текста (художественная/нехудожественная литература) в различных аспектах, изученных во время освоения курса (особенности именной и глагольной морфологии).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Домашние задания + 0.3 * Исследовательская работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Грамматический словарь русского языка. Словоизменение : около 100 000 слов, Зализняк, А. А., 1977
Рекомендуемая дополнительная литература
- Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова, Н. С., 2020