Бакалавриат
2024/2025
Теория и типология мирового фольклора
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Пахомова Александра Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Теория и типология мирового фольклора» посвящён изучению основных понятий фольклористики, этнографии и культурной антропологии с особым вниманием к изучению не только фольклорного текста, но и созданного вокруг него контекста традиционной культуры. Курс предлагает максимально широкий взгляд на фольклор как на совокупность текстов и практик, лежащих в основе современной культуры.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Теория и типология мирового фольклора» являются: ознакомление с основными понятиями фольклористики; освоение фундаментальных для дальнейшей программы элементов специальности; приобретение навыков анализа традиционного текста; знакомство с жанровым своеобразием русского фольклора.
Планируемые результаты обучения
- Студент понимает специфику фольклористики как науки и ее отличие от этнографии и культурной антропологии
- Студент ориентируется в определениях фольклора
- Студент понимает специфику фольклора как устной культуры и знает отличия устной культуры от письменной
- Студент понимает разницу между мифологией и фольклором
- Студент знаком с основными школами фольклористики XIX–XXI веков
- Студент понимает специфику обряда и знает основную типологию обрядов
- Студент ориентируется в календарной и семейной обрядности восточных славян и применяет эти навыки при анализе текста
- Студент знаком с основными жанровыми классификациями русского фольклора
- Студент понимает специфику сказки как жанра и как формульного текста
- Студент знаком с понятием эпоса и устной теорией М. Пэрри и А. Лорда
- Студент знаком с понятиями формула, мотив, сюжет и способен применять эти навыки при анализе традиционного текста
- Студент понимает специфику современного городского фольклора и социальные причины его возникновения
- Студент может самостоятельно проанализировать явление современной культуры с точки зрения его связи с традиционной культурой
- Студент понимает разницу между фольклором, фэйклором и случаями вторичной фольклоризации
- Студент отличает научные и популярные издания фольклорных текстов
Содержание учебной дисциплины
- Специфика фольклора
- Становление фольклористики как науки.
- Ритуал и обряд.
- Календарная обрядность.
- Обряды жизненного цикла (семейные обряды).
- Жанры русского фольклора.
- Народная проза. Сказка.
- Народная поэзия. Былины.
- Лирическая песня. Основные принципы построения лирической песни.
- Современный фольклор.
Элементы контроля
- Письменная работаПисьменное задание в конце первого модуля представляет собой развернутое описание любого современного ритуала/праздника/практики и его анализа. Необходимо будет выделить, какие приметы и черты перешли в новый ритуал из традиционной культуры, указав их значение и их динамику; какие, наоборот, стали позднейшими наслоениями. Объем письменного задания — до 3 000 знаков с пробелами. Плагиат в письменном задании недопустим. Такое письменное задание/эссе оценивается 0 баллов без возможности пересдачи. Плагиатом считаются все случаи некорректного заимствования: цитирование без указания авторства, пересказ чужой работы, использование чужой темы без указания авторства.
- Итоговое эссеЭссе представляет собой анализ любого фольклорного сюжета/текста как традиционной, так и современной культуры. Минимальный объем — 10 тысяч авторских знаков (с пробелами). Требования к эссе 1. В эссе должна быть поставлена цель: сформулирован вопрос и дан на него ответ. Это не обязательно должен быть прорыв в науке — просто покажите, что вы понимаете структуру научного вопроса и алгоритм поиска ответа на него. 2. Обязательно прочитать минимум 2 научные работы по теме. 3. Тема должна быть связана с фольклором (текстами или обрядностью), причем нужно показать понимание природы этого фольклора: к какому жанру принадлежит текст; к какой именно обрядности, семейной или календарной, относится выбранный ритуал и т.д. Плагиат в эссе недопустим. Такое эссе оценивается 0 баллов без возможности пересдачи. Плагиатом считаются все случаи некорректного заимствования: цитирование без указания авторства, пересказ чужой работы, использование чужой темы без указания авторства.
- Семинарская работаСеминарская работа предполагает активное участие студента в работе на каждом семинаре: ответы на вопросы преподавателя, академическое взаимодействие с коллегами и проявление инициативы во время обсуждения круга семинарских вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Итоговое эссе + 0.2 * Письменная работа + 0.15 * Семинарская работа + 0.15 * Семинарская работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гольденберг, А. Х. Поэтика фольклора в русской литературе : учебно-методическое пособие / А. Х. Гольденберг. — Волгоград : ВГСПУ, 2019. — 44 с. — ISBN 978-5-9935-0400-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138881 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Мироненко, Е. А. Теория и история литературы: Проблемы фольклоризма и мифотворчества : учебно-методическое пособие / Е. А. Мироненко. — Кемерово : КемГИК, 2010. — 140 с. — ISBN 978-5-8154-0173-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/45962 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гагаев А.А., Гагаев П.А. - Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки - РИОР - 2023 - ISBN: 978-5-369-01340-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=422631