Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Искусственный интеллект

Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является вводным и знакомит слушателей с основами науки о данных и принципами работы искусственного интеллекта. Курс будет интересен и полезен не только тем, кто уже знаком с основами анализа данных и программированием, но и тем, кто не имеет бэкграунда в этой области.За последние десятилетия во многих областях науки и индустрии стали накапливаться большие объемы данных, а также стали развиваться методы машинного обучения, позволяющие извлекать из этих данных знания и экономическую пользу. Сегодня методы анализа данных позволяют решать настолько сложные задачи, что в применении к ним всё чаще используют термин “искусственный интеллект”.Задача онлайн курса от НИУ ВШЭ — дать слушателям базовое представление о методах искусственного интеллекта, познакомить с терминологией и научить применять некоторые из методов для решения несложных задач. В процессе обучения вы дистанционно узнаете больше о мире искусственного интеллекта, его методах и даже самостоятельно попробуете обучать несложные модели на готовых данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения данной дисциплины является формирование у студентов представления об основных принципах обучения с учителем (задачи регрессии и классификации) и без учителя (задача кластеризации) , например в проектировании роботов (восприятие, контроль), анализе текстов (онлайн поиск, анти-спам), компьютерном зрении, медицинских информационных системах (например, постановка диагноза по текстовому описанию), обработке аудио, интеллектуальном анализе баз данных и других областях.. А также умение применять сервисы ИИ и алгоритмы машинного обучения на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Интерпретировать виды нейронных сетей (сверточные, рекуррентные, глубокие), возможность изменения параметров сети (число слоев, число нейронов). Применять нейронные сети для решения практических задач.
  • Уметь применять алгоритмы кластеризации на практике
  • уметь на практике применять алгоритмы сегментации
  • интерпретировать алгоритмы машинного обучения (с учителем, без учителя)
  • уметь интерпретировать задачу линейной регрессии и метрики качества
  • уметь интерпретировать задачу линейной регрессии с многими переменными. Применять полученные знания на практике.
  • интерпретировать задачи классификации (бинарная, множественная) и метрики качества для задач классификации
  • Интерпретировать нейронные сети, уметь применять на практике нейронные сети из библиотеки Keras для разных задач (регрессии, классификации)
  • Интерпретировать задачу кластеризации. Применять на практике основные алгоритмы кластеризации (k-means и DBSCAN). Применять и сравнивать показатели качества для задачи кластеризации.
  • Уметь интерпретировать задачу сегментации. Интерпретировать и применять на практике основные метрики качества и нейронные сети для решения задачи сегментации (U-Net, SegNet).
  • Интерпретировать задачу линейной регрессии, применять на практике основные алгоритмы для решения задачи линейной регрессии (метод наименьших квадратов, Lasso, Ridge), интерпретировать показатели качества (RMSE, MAE, R2).
  • Интерпретировать задачу бинарной классификации. Применять на практике алгоритмы для решения задачи бинарной классификации. Интерпретировать показатели качества.
  • Интерпретировать задачу множественной классификации. Применять и интерпретировать на практике методы и метрики качества для решения задачи многоклассовой классификации.
  • Интерпретировать задачу кластеризации. Уметь применять на практике основные алгоритмы кластеризации и интерпретировать метрики качества.
  • Интерпретировать задачу сегментации. Уметь применять на практике алгоритмы сегментации. Интерпретировать показатели качества.
  • Уметь осуществлять на практике автоматизированный сбор данных.
  • Уметь применять генеративные инструменты ИИ на практике
  • Осуществлять поиск современных методов и алгоритмов в области ИИ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор алгоритмов машинного обучения. Линейная регрессия.
  • Задача бинарной классификации
  • Задача множественной классификации
  • Задача кластеризации
  • Задача сегментации
  • Нейронные сети
  • Задача обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP)
  • Введение в сбор данных
  • Генеративные инструменты ИИ
  • Обзор актуальных алгоритмов и методов в области ИИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    контрольная работа по теме регрессия и классификация
  • неблокирующий лабораторные работы
  • неблокирующий Итоговый проект в области ИИ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Итоговый проект в области ИИ + 0.2 * контрольная работа + 0.5 * лабораторные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Siddhartha Bhattacharyya, Vaclav Snasel, Aboul Ella Hassanien, Satadal Saha, & B. K. Tripathy. (2020). Deep Learning : Research and Applications. De Gruyter.

Авторы

  • Частова Вероника Игоревна
  • Савченко Людмила Васильевна