• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Макроэкономика

Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является обязательной для студентов бакалавриата НИУ ВШЭ-Нижний Новгород, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика и 38.03.02 Менеджмент. Приступая к её изучению, студенты должны обладать знаниями и умениями в рамках программы общеобразовательной школы по обществознанию (экономическая сфера), а также знаниями по математическому анализу, линейной алгебре, английскому языку. Основные положения данной дисциплины используются в дальнейшем при изучении курсов по эконометрике, анализу временных рядов, анализу данных в экономике и финансах, теории финансов, институциональной экономике. Материал, изученный в рамках данной дисциплины, может быть использован при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. В ходе изучения данной дисциплины студенты получат знания о предпосылках построения и сущности основных макроэкономических моделей, закономерностях функционирования современной экономики на макроуровне, направлениях государственной политики в сфере регулирования экономики на макроуровне; научатся анализировать экономические явления на макроуровне, использовать макроэкономический инструментарий для решения прикладных задач, понимать и анализировать публикации макроэкономического характера в специализированных и массовых изданиях, теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет макроэкономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными макроэкономическими терминами, наиболее широко используемыми моделями и подходами в макроэкономическом анализе.
  • Получение навыков решения макроэкономических задач.
  • Использование знаний по макроэкономическому анализу в дальнейшей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения в области макроэкономики. Воспроизводит основные понятия и категории, методы используемые в макроэкономике. Сравнивает кейнсианский и классический подходы к макроэкономике. Применяет схему кругооборота и основное макроэкономическое тождество для решения задач.
  • Формулирует определения основных показателей совокупного выпуска и дохода, методы измерения ВВП. Воспроизводит формулы расчета основных показателей системы национальных счетов. Решает задачи на расчет основных макроэкономических показателей совокупного выпуска и дохода.
  • Формулирует определения номинального и реального ВВП, дефлятора ВВП, ИПЦ, инфляции, экономического цикла, экономического роста. Объясняет различия дефлятора ВВП и ИПЦ, инфляции спроса и инфляции предложения, последствия инфляции. Называет показатели, фазы, причины экономических циклов. Объясняет различия видов безработицы, последствия безработицы. Решает задачи на расчет номинального ВВП, реального ВВП, дефлятора ВВП, ИПЦ, темпов инфляции, уровня безработицы, темпов экономического роста.
  • Формулирует понятия государственного бюджета, государственного долга, фискальной политики. Описывает расходы и доходы государства, виды состояний государственного бюджета, способы финансирования бюджетного дефицита, виды государственного долга и его последствия, функции и виды налогов, виды фискальной политики. Решает задачи на расчет величины бюджетного дефицита, государственного долга, налоговых поступлений.
  • Описывает разделы платежного баланса. Иллюстрирует графически валютный рынок. Объясняет различия плавающего и фиксированного, номинального и реального валютных курсов. Формулирует понятие паритета покупательной способности, паритета процентных ставок. Описывает факторы, влияющие на величину чистого экспорта. Решает задачи на расчет величины номинального и реального валютных курсов.
  • Формулирует предпосылки анализа равновесия товарного рынка в кейнсианской модели. Объясняет различия в планируемых и фактических совокупных расходах. Иллюстрирует графически равновесие на рынке благ. Объясняет процесс восстановления равновесия, эффект мультипликатора. Называет факторы изменения равновесия. Иллюстрирует изменения равновесия и влияние мер фискальной политики на равновесный доход в кейнсианской модели. Решает задачи на нахождение равновесного уровня дохода и его изменение.
  • Описывает структуру финансового рынка, виды ценных бумаг, функции и виды денег, денежные агрегаты, банковскую систему, функции центрального и коммерческих банков, процесс создания денег коммерческими банками, факторы предложения денег. Объясняет различия в классическом и кейнсианском подходах к спросу на деньги. Иллюстрирует равновесие на финансовом рынке, его установление и изменение. Описывает инструменты и виды монетарной политики. Решает задачи на нахождение величины предложения денег.
  • Формулирует определения кривых IS и LM, предпосылки модели IS-LM. Иллюстрирует построение кривых IS, LM, равновесие и его изменение в модели IS-LM. Объясняет сдвиги, изменение наклона кривых IS и LM. Прогнозирует воздействие монетарной и фискальной политик на выпуск и ставку процента в модели IS-LM. Решает задачи на вывод уравнений и построение кривых IS и LM, расчет равновесных уровня выпуска и ставки процента, влияние фискальной и монетарной политик выпуск и ставку процента в модели IS-LM.
  • Иллюстрирует построение кривой совокупного спроса (AD). Описывает эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой AD. Иллюстрирует вид кривой совокупного спроса в особых случаях. Описывает и иллюстрирует факторы сдвига кривой AD, воздействие фискальной и монетарной политик на кривую AD. Решает задачи на вывод уравнения и построение кривой AD, сдвиги кривой AD.
  • Объясняет и иллюстрирует графически взаимосвязь производственной функции и спроса на труд. Иллюстрирует графически равновесие на рынке труда. Объясняет и иллюстрирует графически вывод кривых долгосрочного и краткосрочного совокупного предложения. Описывает факторы сдвига кривых долгосрочного и краткосрочного совокупного предложения. Решает задачи на вывод и построение кривых долгосрочного и краткосрочного совокупного предложения.
  • Объясняет и иллюстрирует графически долгосрочное и краткосрочное равновесие, изменение равновесия, процесс долгосрочного приспособления, влияние монетарной и фискальной политики на выпуск и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах в модели AD-AS. Прогнозирует воздействие монетарной и фискальной политик на выпуск и уровень цен в модели AD-AS. Решает задачи на расчет равновесных выпуска и уровня цен, влияние фискальной и монетарной политик уровень выпуска и уровня цен в модели AD-AS.
  • Объясняет различия простой и модифицированной кривых Филлипса. Иллюстрирует графически кривую Филипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Описывает факторы сдвига кривой Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объясняет взаимосвязь кривой Филлипса и кривой совокупного предложения. Решает задачи на взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • Формулирует особенности кейнсианского подхода к функциям потребления и инвестиций. Решает задачи на вывод и графическую иллюстрацию функций потребления и инвестиций.
  • Описывает факторы, влияющие на величину чистого экспорта.
  • Формулирует определение кривой IS. Иллюстрирует построение кривой IS. Объясняет сдвиги кривой IS. Формулирует понятие, цели, инструменты виды фискальной политики. Иллюстрирует воздействие инструментов фискальной политики на экономику в рамках модели кейнсианского креста и кривой IS.
  • Формулирует определение кривой LM. Иллюстрирует построение кривой LM. Объясняет сдвиги кривой LM. Формулирует понятие, цели, инструменты виды монетарной политики. Иллюстрирует воздействие инструментов монетарной политики на экономику в рамках модели денежного рынка и кривой LM.
  • Объясняет механизм установления равновесия в модели IS-LM-BP при разных режимах валютного курса и разных вариантах мобильности капитала
  • Владеет понятиями экономический рост, "золотое правило" накопления, траектория сбалансированного роста.
  • Умеет иллюстрировать с помощью модели экономического роста Солоу основные закономерности экономического роста
  • Знает теоретический материал и способен решать задачи по теме занятия.
  • Способен решать задачи и участвовать в дискуссии по теме занятия.
  • Способен проанализировать данные о динамике макроэкономических показателей.
  • Способен применить знание основных макроэкономических взаимосвязей, моделей, инструментов макроэкономической политики для анализа текущей макроэкономической ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод макроэкономики
  • Основные макроэкономические показатели
  • Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
  • Финансовый рынок и его равновесие
  • Равновесие товарного и денежного рынков в модели IS-LM для закрытой экономики.
  • Равновесие в открытой экономике: модель IS-LM-BP
  • Модель IS-LM как модель совокупного спроса.
  • Рынок труда и совокупное предложение
  • Равновесие в модели AD-AS, стабилизационная политика
  • Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
  • Модель экономического роста Солоу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на лекциях
    Оценивается работа студентов на лекциях: присутствие, активность в устных ответах., правильность ответов на вопросы квизов.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Оценивается работа студентов на семинарских занятиях: правильность решения задач, активность студентов в устных ответах.
  • неблокирующий Миниконтрольные работы
    Миниконтрольные работы обычно проводятся каждые два семинара. Они могут быть как в форме теста, так и в форме нескольких задач или теоретических вопросов. Длительность проведения миниконтрольной работы обычно составляет 15 минут, но может варьироваться по усмотрению преподавателя. Пересдача миниконтрольных работ не предусмотрена.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится по материалу, изученному в 3 модуле. Длительность проведения контрольной работы составляет 80 минут. Каждый вариант контрольной работы состоит из нескольких заданий, включающих тестовые вопросы, задачи и открытые вопросы по теории.
  • неблокирующий Проект
    Групповой проект по анализу макроэкономических показателей и макроэкономической политики выбранной страны.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен включает задания по всему изученному материалу. Каждый вариант экзамена состоит из нескольких заданий, включающих тестовые вопросы, задачи и открытые вопросы по теории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Активность на лекциях + 0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Миниконтрольные работы + 0.1 * Проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для вузов : в 2 ч. Ч. I. - 978-5-7598-1929-5 - Матвеева Т.Ю. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362098 - 362098 - iBOOKS
  • Макроэкономика : учебник для вузов : в 2 ч. Ч. II - 978-5-7598-1930-1 - Матвеева Т.Ю. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362099 - 362099 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бланшар, О. Лекции по макроэкономике : учебное пособие / О. Бланшар, С. Фишер , перевод с английского под научной редакцией Е. И. Андреевой, Н. А. Ранневой. — 2-е изд., испр. и доп. . — Москва : Дело РАНХиГС, 2019. — 680 с. — ISBN 978-5-7749-0829-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143442 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гребенников, П. И.  Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02562-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452431 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гребенников, П. И.  Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02563-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452432 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13156-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535556 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15341-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510796 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Розанова, Н. М.  Макроэкономика. Практикум : учебное пособие для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 496 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03323-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511194 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Розанова, Н. М.  Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 283 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01996-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512796 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Розанова, Н. М.  Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 382 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01998-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512797 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Тарунина Елена Николаевна