Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Стратегический менеджмент

Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в области стратегического управления. В рамках освоения дисциплины студенты приобретают навыки разработки обоснованных стратегических управленческих решений, осваивают эффективные приемы квалифицированного руководства линейными и функциональными подразделениями предприятия для повышения их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Также они изучают комплекс методов стратегического анализа и прогнозирования, характеристик микро- и макросреды, приёмов управления реализацией принятых стратегий развития, методов стратегического контроля и способов проведения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс направлен на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в области стратегического управления. В рамках освоения дисциплины студенты приобретают навыки разработки обоснованных стратегических управленческих решений, осваивают эффективные приемы квалифицированного руководства линейными и функциональными подразделениями предприятия для повышения их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Также они изучают комплекс методов стратегического анализа и прогнозирования, характеристик микро- и макросреды, приёмов управления реализацией принятых стратегий развития, методов стратегического контроля и способов проведения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определение и назначение стратегии, понимает ее важность для процесса управления, знает основные школы стратегий и способен их отличать, понимает сущность стратегического управления
  • способен анализировать внешнее окружение компании с помощью инструментов стратегического менеджмента
  • Способен анализировать рыночную и конкурентную ситуацию в отрасли с помощью инструментов стратегического менеджмента
  • способен построить цепочку создания ценности. Знает сущность функциональных стратегий и понимает их отличия. Способен оценить работу организационных подсистем для достижения стратегических целей организации с помощью методики CNW
  • знает процесс разработки стратегии, его основные этапы, понимает его логику, способен провести SWOT-анализ, знает назначение сценарного планирования и умеет его применять, знает понятие и понимает важность стратегического контроля, может выбрать соответствующий метод реализации стратегии и ее оценки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия стратегического менеджмента
  • Внешняя среда организации
  • Анализ рынка. Конкуренция
  • Внутренняя среда компании
  • Реализация стратегии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
    В течение модуля студенты готовят проект по стратегическому анализу компании и презентуют его к окончанию обучения на курсе
  • неблокирующий Контрольная работа
    По завершении курса проводится контрольная работа, направленная на оценивание теоретических знаний и практических навыков студентов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа учитывает степень активности студента на семинарских занятиях, качество подготовки домашних заданий, групповых и индивидуальных задач, которые ставятся на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 22933 - М.Портер - Что такое стратегия? - нет номера - Альпина.Статьи - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22933
  • Alpina - 23641 - А. Пахомов; В. Попов; Г.Минцберг - Менеджмент: Природа и структура организаций - 9785961478044 - Альпина ПРО - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/23641
  • Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • Ansoff, H. I. (1991). Critique of Henry Mintzberg’s “The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management.” Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 12(6), 449–461. https://doi.org/10.1002/smj.4250120605
  • Добреньков, В. И., Глобальные тренды. : монография / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — Москва : Русайнс, 2020. — 333 с. — ISBN 978-5-4365-2232-6. — URL: https://book.ru/book/934914 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
  • Минцберг, Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента : учебно-практическое пособие / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. - 5-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 365 с. - ISBN 978-5-9614-7007-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838941
  • Питер Сенге - Пятая дисциплина - 978-5-00117-333-5 - МИФ - 2018 - https://hse.miflib.ru/#/book/20267 - 20267
  • Попов, С. А.  Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535436 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19596 - И. Адизес; Ш.Сандермоен - Организационная структура: Реализация стратегии на практике - 9785961430790 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19596
  • Alpina - 22455 - А. Смит; А.Остервальдер; И.Пинье; Ф.Этьембль - Непобедимая компания: Как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших - 9785961472233 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22455
  • Alpina - 34381 - Ветри Веллор - Управление по целям и ключевым результатам: Как распространить методологию OKR на всю организацию - 9785961495041 - Альпина Паблишер - 2024 - https://hse.alpinadigital.ru/book/34381
  • Alpina - 429 - У.Детмер - Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию. - 9785961426359 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/429
  • Alpina - 8932 - М.Портер - Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость - 9785961443349 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8932
  • Hamel, G., & Prahalad, C. K. (1992). Capabilities-Based Competition. Harvard Business Review, 70(3), 164–170. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9874060
  • Society and the environment : pragmatic solutions to ecological issues, Carolan, M. S., 2020
  • Акмаева, Р. И., Практикум по курсу «Стратегический менеджмент» : монография / Р. И. Акмаева. — Москва : Русайнс, 2017. — 125 с. — ISBN 978-5-4365-2056-8. — URL: https://book.ru/book/926298 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Данилова Любовь Сергеевна
  • Белохлебова Наталья Александровна
  • Зинчак Елена Владимировна