• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Современная социальная психология

Статус: Курс обязательный (Прикладная социальная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладная социальная психология
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов первого курса магистерской программы «Прикладная социальная психология». Курс основан на ранее изученных курсах по общей психологии и социальной психологии во время обучения на бакалавриате или в рамках подготовки к обучению в магистратуре. Целью курса является ознакомление студентов с основными открытиями и новыми направлениями в области современной социальной психологии в формате углубленного изучения. Темы курса: 1) Социальное познание; 2) Социальная психология личности; 3) Социальная психология эмоций; 4) Социальная установка: понятие, структура, взаимосвязь с поведением; 5) Просоциальное поведение; 6) Агрессия; аттракция и отвержение; 7) Групповые процессы. Освоение курса отличается несколькими особенностями: • Сочетание лекционных занятий (которые направлены на изложение теоретических и методических основ) с дискуссиями, анализом видеофрагментов и групповой работой (которые развивают способности студентов анализировать и сравнивать различные подходы, обосновывать свои идеи, и участвовать в научной дискуссии) делает курс разнообразным и интересным для студентов. • Задания, повышающие ответственность студента за учебный процесс. Например, студенты готовят вопросы по домашнему чтению перед семинаром, участвуют в дискуссиях в аудитории и высказывают собственный взгляд на современные проблемы социальной психологии. • Задания, направленные на установление связи между материалами курса и исследовательскими проектами студентов. Это дает студентам возможность увидеть альтернативу своему плану исследования, сравнить и оценить его сильные и слабые стороны. Рабочий язык курса – русский (преподавание и все коммуникации). Продолжительность курса – 2 модуля, с сентября по декабрь, всего 228 академических часов (6 кредитов), в том числе: 56 часов аудиторных занятий и 172 часа самостоятельных занятий. Формула оценивания включает: качество выполнения заданий на анализ домашнего чтения (20% от общей оценки), качество участия в дискуссиях на семинаре (20%), письменное задание (проект интервенции; 30%) и итоговый тест (30%).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными теоретическими подходами и направлениями исследований в современной социальной психологии
  • Развить умение студентов анализировать и сопоставлять различные подходы; выделять социально-психологические механизмы, которые находятся в основе поведения человека в группе (действительного или полагаемого)
  • Развить навыки студентов по презентации своих идей, участию в научной дискуссии, оценке дизайна и результатов научного исследования
  • Развить навыки студентов по применению результатов социально-психологических исследований для постановки и решения социальных проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит историю исследований понятия/феномена в социальной психологии; обосновывает наиболее перспективные современные теории и подходы к пониманию/изучению феномена
  • Воспроизводит историю исследований в конкретной исследовательской области социальной психологии; определяет, какие исследовательские проблемы ставились и каким образом решались; сопоставляет предложенные решения и аргументирует выбор наиболее перспективного и обоснованного решения
  • Сравнивает различные исследования по конкретному предмету современной социальной психологии; проводит анализ сильных и слабых сторон проведенных исследований / разработанных подходов к пониманию определенного феномена в социально-психологических исследованиях
  • Разрабатывает и обосновывает план критического/проверочного исследования в социальной психологии для оценки гипотез и результатов уже проведенных исследований по определенному предмету; аргументирует разработанный план сопоставляя различные подходы к изучению данного предмета
  • Разрабатывает и обосновывает план социально-психологического исследования-интервенции для оценки перспективности решения определенной социальной проблемы: разрабатывает теоретическую основу; оценивает наиболее корректную методологию исследования; оценивает этические риски и варианты их снижения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социальную психологию
  • Социальное познание
  • Социальная психология личности
  • Социальная психология эмоций
  • Социальная установка: понятие и структура
  • Социальная установка и поведение
  • Просоциальное поведение
  • Агрессия, аттракция и отвержение
  • Групповые процессы и межгрупповые отношения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ литературы
  • неблокирующий Анализ кейсов
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Проект социально-психологической интервенции
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Анализ кейсов + 0.2 * Анализ литературы + 0.3 * Итоговый тест + 0.3 * Проект социально-психологической интервенции
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Advanced social psychology. The state of the science. (2010).Ed. by R. F. Baumeister, E. J. Finkel, Oxford University Press, Inc. NY.
  • Emotions as agents of social influence: insights from Emotions as Social Information (EASI) theory. (2017). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199859870.013.19
  • Kerry Kawakami, John F. Dovidio, & Ap Dijksterhuis. (2003). Effect of social category priming on personal attitudes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D830864B
  • Nigbur, D., Lyons, E., & Uzzell, D. (2010). Attitudes, norms, identity and environmental behaviour: using an expanded theory of planned behaviour to predict participation in a kerbside recycling programme. The British Journal Of Social Psychology, 49(Pt 2), 259–284. https://doi.org/10.1348/014466609X449395
  • Rob M. A. Nelissen, & Marcel Zeelenberg. (2009). Moral emotions as determinants of third-party punishment: anger, guilt, and the functions of altruistic sanctions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3300298D
  • Takahiko Masuda, Phoebe C. Ellsworth, Batja Mesquita, Janxin Leu, Shigehito Tanida, & Ellen Van De Veerdonk. (n.d.). ATTITUDES AND SOCIAL COGNITION Placing the Face in Context: Cultural Differences in the Perception of Facial Emotion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B80AC061

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ajzen, I. (2005) Attitudes, personality, and behavior (2nd. Edition). Milton-Keynes, England: Open University Press / McGraw- Hill.
  • Anthony G. Greenwald, Mahzarin R. Banaji, Anthony G. Grtenwald, Department Of Psychology, Washington Mahzarin, & R. Banaji. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Http://Brainimaging.Waisman.Wisc.Edu/~perlman/Papers/Self/Greenwald_Banaji_PsychRev_1995.OCR.Pdf.
  • Arioli, M., Crespi, C., & Canessa, N. (2018). Social Cognition through the Lens of Cognitive and Clinical Neuroscience. BioMed Research International, 2018, 1–18. https://doi.org/10.1155/2018/4283427
  • Carey K. Morewedge, Daniel M. Wegner, Jesse Preston, Woodrow Wilson, School Public, Kristian Myrseth, & Xi Wang. (n.d.). ATTITUDES AND SOCIAL COGNITION Timescale Bias in the Attribution of Mind. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A57E2BB7
  • Carolin Muschalik, Iman Elfeddali, Math J. J. M. Candel, Rik Crutzen, & Hein de Vries. (2019). Does the discrepancy between implicit and explicit attitudes moderate the relationships between explicit attitude and (intention to) being physically active? BMC Psychology, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s40359-019-0322-z
  • Choi, M. (2011). Employees’ attitudes toward organizational change: A literature review. Human Resource Management, 50(4), 479–500. https://doi.org/10.1002/hrm.20434
  • Ellis, D., & Tucker, I. (2015). Social Psychology of Emotion. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1069099
  • Fiske, S. T. (2018). Social Cognition : Selected Works of Susan Fiske. Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1704237
  • Gina Roussos, & John F. Dovidio. (2018). Hate Speech Is in the Eye of the Beholder: The Influence of Racial Attitudes and Freedom of Speech Beliefs on Perceptions of Racially Motivated Threats of Violence. https://doi.org/10.1177/1948550617748728
  • Greco, M., & Stenner, P. (2013). Emotions : A Social Science Reader. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=658311
  • Hutchings, P. B., & Haddock, G. (2012). Look Black in Anger: The role of implicit prejudice in the categorization and perceived emotional intensity of racially ambiguous faces. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8B64A35
  • Maio, G., & Haddock, G. G. (2009). The Psychology of Attitudes and Attitude Change. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=472467
  • Olga Kotomina, & Aleksandra Sazhina. (2018). Exploring Emotional Intelligence in Higher Education: Management Programme Students in Russia. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.46edu2018
  • On emotion specificity in decision making: Why feeling is for doing. (2008). Judgment and Decision Making, 3(1), 18–27. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.4b770d43.ce37.46cd.9fb5.09b979938f94
  • Prusova, I. S., & Gulevich, O. A. (2020). The effect of mortality salience on the attitudes toward state control: The case of Russia. International Journal of Psychology, 55(2), 305–314. https://doi.org/10.1002/ijop.12571
  • Riek, B. M., Mania, E. W., & Gaertner, S. L. (2006). Intergroup Threat and Outgroup Attitudes: A Meta-Analytic Review. Personality & Social Psychology Review (Lawrence Erlbaum Associates), 10(4), 336–353. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr1004_4
  • Schlueter, E., & Scheepers, P. (2010). The relationship between outgroup size and anti-outgroup attitudes:a theoretical synthesis and empirical test of group threat and intergroup contact theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4694FB0D
  • Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы : учеб. пособие, Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., 2002

Авторы

  • Котова Марина Викторовна