Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар: Статистические модели в анализе психологических данных
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Козлов Дмитрий Дмитриевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Статистическая модель – это, по сути, формализация исследовательской гипотезы в математическом виде. Выбор статистической модели и анализ ее качества позволяют ответить на исследовательский вопрос. В ходе изучения курса студенты увидят, что за подавляющим большинством статистических методов лежит общая логика линейных моделей. Начав с общей модели для количественных переменных, которые будут рассматриваться подробно, мы распространим логику линейных моделей для случаев бинарных, номинативных и порядковых переменных. В каждом случае мы рассмотрим условия применимости соответствующих моделей и что можно сделать, если эти условия не выполняются; как анализировать качество модели и выбрать наилучшую из нескольких; как интерпретировать полученные результаты и представлять их в постерах и публикациях. Затем мы перейдем к рассмотрению немного более сложных, но в то же время более гибких вариантов: обобщенных и смешанных моделей. В ходе освоения курса студенты получат практический опыт анализа и представления результатов анализа данных с использованием языка R и соответствующих пакетов в нем.
Цель освоения дисциплины
- формирование навыков формализации дизайна исследования в виде соответствующих ему линейных моделей для дальнейшего статистического анализа
- формирование основных навыков для построения, оценки, сравнения и модификации линейных моделей при проверке гипотез и в поисковых исследованиях
- освоение средств языка R для построения и диагностики общих, обобщенных и смешанных линейных моделей
Планируемые результаты обучения
- вносит изменения в модель или преобразует исходные данные для соблюдения допущений применимости линейных моделей
- формализует исследовательскую гипотезу в виде уравнения регрессии для ее дальнейшей проверки
- формализует исследовательскую гипотезу в виде линейной модели для ее дальнейшей проверки
- оценивает и интерпретирует доверительные интервалы для линейной регрессии
- выбирает предикторы линейной модели на основании статистических и информационных критериев
- задает модельную матрицу, соответствующую описанию линейной модели и полученным данным
- проводит запланированные контрасты, соответствующие исследовательской гипотезе
- оценивает соблюдение условий применимости линейной модели
- задает и анализирует линейные модели, проверяющие гипотезы о модерации
- проводит медиационный анализ с помощью регрессионных моделей
- определяет необходимый размер выборки для линейных моделей с непрерывными и категориальными предикторами и их взаимодействием
- анализирует качество линейных моделей, подобранных методом максимального правдоподобия
- интерпретирует результаты логистической регрессии
- анализирует качество и дает содержательную интерпретацию линейным моделям для счетных зависимых переменных
- задает и анализирует смешанную линейную модель в соответствии с дизайном исследования
- моделирует смешанную часть линейной модели в соответствии с полученными данными
- анализирует величину эффекта в смешанных линейных моделях
- оценивает необходимый объем выборки для использования смешанных линейных моделей
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Статистические модели в научном познании.
- Раздел 2.1. Линейная регрессия как линейная модель.
- Раздел 2.2. Условия применимости линейных моделей
- Раздел 2.3. Выбор оптимальной модели
- Раздел 3.1. Введение в общие линейные модели
- Раздел 3.2. Модерация
- Раздел 3.3. Медиация
- Раздел 3.4. Анализ мощности для линейных моделей
- Раздел 4.1. Обобщенные линейные модели
- Раздел 4.2. Логистическая регрессия
- Раздел 4.3. Обобщенные модели для счетных данных
- Раздел 5.1. Модели со смешанными эффектами: основные идеи
- Раздел 5.2. Виды моделей со смешанными эффектами
- Раздел 5.3. Структура дисперсии, величина эффекта и анализ мощности в смешанных моделях
Элементы контроля
- Тест 1Тест состоит из открытых и закрытых вопросов по материалам разделов 1 - 3.1.
- Тест 3Тест состоит из открытых и закрытых вопросов по материалам разделов 5.1. - 5.3.
- Тест 2Тест состоит из открытых и закрытых вопросов по материалам разделов 3.2 - 4.3.
- Домашнее заданиеДомашнее задание выполняется в группах до 3 человек включительно. Студентам предлагается датасет, на материале которого необходимо ответить поставленные исследовательские вопросы с использованием общих линейных моделей. Домашнее задание сдается в виде документа R или Rmd, содержащим код анализа и подробные комментарии.
- Курсовой проектКурсовой проект выполняется в группах до 3 человек включительно. Студентам предлагается два датасета, для каждого из которых необходимо ответить на поставленные исследовательские вопросы. Первый датасет предполагает использование обобщенных линейных моделей, второй - смешанных линейных моделей. Проект сдается в виде документа .R или .Rmd, в котором содержится скрипт проведенного анализа, а также подробные комментарии к нему с ответами на поставленные вопросы.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Курсовой проект + 0.2 * Тест 1 + 0.15 * Тест 2 + 0.15 * Тест 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мастицкий, С. Э. Статистический анализ и визуализация данных с помощью R / С. Э. Мастицкий, В. К. Шитиков. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 496 с. — ISBN 978-5-97060-301-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/73072 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Роберт, И. R в действии. Анализ и визуализация данных в программе R : руководство / И. Роберт, Кабаков , перевод с английского Полины А. Волковой. — Москва : ДМК Пресс, 2014. — 588 с. — ISBN 978-5-97060-077-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/58703 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Agresti, A. (2015). Foundations of Linear and Generalized Linear Models. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=941245
- Rumberger, R. W. (1997). Hierarchical linear models: Applications and data analysis methods : and . Newbury Park, CA: Sage, 1992. (ISBN 0-8039-4627-9), pp. xvi + 265. Price: U.S. $45.00 (cloth). Economics of Education Review, (3), 348. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.ecoedu.v16y1997i3p348.348