• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Семинар наставника Исламский мир и персоязычная ойкумена в домодерную и раннемодерную эпохи: концептуализация и проблематизация

Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс разработан для ОП магистратуры «Современный и классический Восток: языки, культуры, религии» по направлению подготовки 58.04.01 Востоковедение и африканистика, является семинаром наставника исследовательской траектории «Иран, Турция и арабский мир» и преподается в течение всего периода обучения. относится. Дисциплина преподается на русском языке. За названием «Персоязычная ойкумена» скрывается очередная попытка перевода на русский язык термина Persianate world, которым в западной иранистике определяется лингвокультурная общность, существовавшая на территории современных Ирана и Турции, Средней Азии и Закавказья, Индийского субконтинента. Ключевым объединяющим для этой общности фактором был классический персидский язык, служивший языком литературы и учености. Будучи языком высокой культуры и обладая высоким престижем, классический персидский в целом ряде регионов играл еще и роль языка религиозного, замещая традиционно маркируемый как религиозный язык арабский. Кроме того, высокий статус классического персидского позволял ему оказывать значительное влияние на возникавшие локальные литературные традиции.Существующие в науке определения «Персоязычной ойкумены» часто называют XIX в. временем распада этой общности. Ей на смену приходят националистические дискурсы, утверждающие существование национальных языков, истории, культуры и т. д. С развитием национальных нарративов наследие «Персоязычной ойкумены» приобретает новые интерпретации, становясь частью конструируемых национальных культурных традиций. В рамках семинара будут рассмотрены основные гипотезы, описывающие возникновение и функционирование «Персоязычной ойкумены», кейсы взаимодействия классического персидского языка как языка престижа с локальными литературными традициями, явления, ставшие частью исторической памяти в национальной истории современных государства и т. д. На семинарских занятиях (60 ауд. ч. на первом году обучения и 60 ауд. ч. на втором году обучения) студенты изучат репрезентативные источники, а также основную академическую литературу по этой теме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент знает об основных гипотезах, осмысляющих персоязычное пространство, и умеет их критически осмыслять
  • Студент умеет самостоятельно формулировать научные проблемы в рамках темы семинара
  • Студент обладает навыками поиска информации в оригинальных источниках и исследовательской литературе по темам семинара
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Интерпретирует основные концепции в иранистике, описывающие персоязычное пространство
  • Владеет основной терминологией и фактологией в рамках содержания семинара
  • Создает собственные гипотезы по проблемам, связанным с содержанием курса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Установочная встреча
  • Консультация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    По итогам курса студенты должны написать эссе объемом 9-10 тыс. знаков на согласованную с преподавателем курса тему.
  • неблокирующий Защита темы эссе
    После выбора тем эссе студенты должны выступить с краткой презентацией своего исследовательского проекта
  • неблокирующий Коллоквиум
    На коллоквиумах студенты представляют свои доклады по утвержденным темам и участвуют в дискуссии
  • неблокирующий Итоговое эссе
    По итогам курса студенты должны написать эссе объемом 9-10 тыс. знаков на согласованную с преподавателем курса тему.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    1 * Защита темы эссе + 1 * Защита темы эссе
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    1 * Эссе + 1 * Эссе
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    1 * Коллоквиум + 1 * Коллоквиум
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    1 * Итоговое эссе + 1 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Amanat, A., & Ashraf, A. (2019). The Persianate World : Rethinking a Shared Sphere. Brill.
  • Green, N. (2019). The Persianate World : The Frontiers of a Eurasian Lingua Franca. University of California Press. https://doi.org/10.1525/luminos.64

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A.C.S. Peacock, & D.G. Tor. (2015). Medieval Central Asia and the Persianate World : Iranian Tradition and Islamic Civilisation. I.B. Tauris.

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Алонцев Максим Альбертович