Бакалавриат
2024/2025
Административное право
Статус:
Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Где читается:
Юридический факультет (Санкт-Петербург)
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «История государства и права России».Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Налоговое право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие и сущность государственного управления и исполнительной власти, их соотношение;– предмет и метод административного права;– понятие и систему административного права;– историю, актуальные проблемы и тенденции развития науки административного права;– систему источников административного права, систему административного законодательства;– особенности административно-правовых норм;– особенности административно-правовых отношений;– особенности правового статуса различных субъектов административного права: индивидуальных и коллективных;– основы государственной службы;– административно-правовые формы и методы государственного управления;– понятие и сущность административного процесса, виды и особенности административных производств;– сущность и виды административного принуждения;– основания административно-правовой ответственности, порядок привлечения к ней и способы правовой защиты;– способы обеспечения законности в государственном управлении;– особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере;2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов;– грамотно применять нормы административного материального и процессуального права в профессиональной деятельности;– правильно квалифицировать юридические факты в сфере государственного управления;– грамотно квалифицировать административное производство применительно к конкретному делу;– определять применимые в конкретном случае правовые формы государственного управления и ориентироваться в нормативной правовой базе, устанавливающей требования к их реализации;– разграничивать различные виды административного принуждения и определять правовые способы защиты от них;3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой;- применения положений теории административного права при разрешении практических вопросов в сфере государственного управления;- применения норм административного права при реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления;- выбора эффективных способов защиты прав в сфере государственного управления;- процессуального оформления административных процедур в рамках различных административных производств;- выявления и квалификации административных правонарушений.
Цель освоения дисциплины
- приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области административного права
- выработка навыков анализа источников административного права и использования принципов и норм административного права в практической деятельности юристов
- выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при решении проблемы выбора эффективного способа правовой защиты в сфере государственного управления, эффективного способа разрешения административного спора
Планируемые результаты обучения
- Понимает предмет административного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли административного права от иных отраслей права в части регулирования наиболее значимых аспектов государственного управления. Ориентируется в категориальном аппарате правовой отрасли. Способен выявлять особенности (признаки) административно-правовых отношений и квалифицировать отношения как административно-правовые.
- Знает систему источников административного права. Понимает содержание Понимает содержание основных принципов правового регулирования административно-правовых отношений и использует их при решении проблем применения действующего административного законодательства.
- Знает особенности правового статуса субъектов административных правоотношений, понимает содержание основных характеристик их правосубъектности. Способен определить ключевые особенности правового статуса отдельных индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений, в том числе в зависимости от вида административно-правовых отношений.
- Знает правовые формы государственного управления и способен выявить их разновидности в решениях соответствующих субъектов на практике. Способен осуществлять правовое сопровождение принятия государственно-управленческих решений. Способен определять и реализовывать эффективные способы защиты прав в рамках административных споров, включая обжалование (оспаривание) административных актов.
- Знает виды административно-правового принуждения и виды административно-принудительных мер. Имеет представление о системе действующего законодательства в области административного принуждения. Способен определять возможные способы защиты прав при реализации различных мер административного принуждения и оценивать их эффективность.
- Понимает суть и содержание административного процесса. Знает основные особенности различных видов административных производств. Способен осуществлять правовое сопровождение отдельных административных процедур и административных производств.
- Знает особенности административной ответственности и умеет разграничить ее с иными видами юридической ответственности. Способен определить наличие или отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Имеет представление о содержании стадий производства по делам об административных правонарушениях. Способен осуществлять правовое сопровождение привлечения к административной ответственности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общая характеристика отрасли административного права. Предмет и метод административного права
- Тема 2. Система источников административного права
- Тема 3. Субъекты административного права. Особенности административно-правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов административного права
- Тема 4. Формы и методы государственного управления
- Тема 5. Административное принуждение
- Тема 6. Административный процесс. Административные производства
- Тема 7. Административно-деликтное право. Административные правонарушения и административная ответственность. Производство по делам об административной ответственности.
Элементы контроля
- контрольная работа 1Контрольная работа 1. Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего теоретико-практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется проверяющим преподавателем в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольная работа проводится в период 3, 4 модулей. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КоАП РФ, КАС РФ). Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. Контрольная работа проводится, как правило, во время семинарского занятия.
- экзамен 1Экзамен 1. Цель проведения экзамена - определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного право применения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе, преподавателем, ведущим лекционные занятия с учетом мнения преподавателей, ведущих семинарские занятия. Экзаменационное задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен 1 проводится в 4 модуле. О дате проведения экзаменов студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 60 минут.
- контрольная работа 2Контрольная работа 2. Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего теоретико-практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется проверяющим преподавателем в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольная работа проводится в период 1 модуля второго года обучения. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КоАП РФ, КАС РФ). Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. Контрольная работа проводится, как правило, во время семинарского занятия.
- экзамен 2Цель проведения экзамена - определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе, преподавателем, ведущим лекционные занятия с учетом мнения преподавателей, ведущих семинарские занятия. Экзаменационное задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен 2 проводится в 1 модуле второго года обучения. О дате проведения экзаменов студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 60 минут.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модульО1 = 0,3 * Окр1 + 0,7 * Оэкз1 О1 - результирующая оценка за первый год обучения (максимум – 10 баллов); Окр1 - оценка за контрольную работу 1 (максимум – 10 баллов); Оэкз1 - оценка за экзамен 1 (максимум – 10 баллов)
- 2024/2025 учебный год 1 модульОитог = 0,1 * Окр2 + 0,6 * Оэкз2 + 0,3 * О1 Оитог – итоговая оценка по дисциплине за оба года обучения (максимум – 10 баллов) Окр2 - оценка за контрольную работу 2 (максимум – 10 баллов); Оэкз2 - оценка за экзамен 2 (максимум – 10 баллов); О1 – результирующая оценка за первый год обучения (максимум – 10 баллов).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. - Административное право Российской Федерации. 2-е издание. Учебник - 978-5-9988-0780-0 - РГ-Пресс - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/42291 - 42291 - PROSPECT
Рекомендуемая дополнительная литература
- Деменкова Н.Г., Игнатова М.С., Стариков И.Ю. - Административное право в схемах и таблицах. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-27810-7 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/40764 - 40764 - PROSPECT