2024/2025
Медиатизация общества и культуры
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, искусства, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: теории медиатизации; квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; медиатизация памяти; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; влияние искусственного интеллекта на социальные практики; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху глубокой медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность, социальные практики и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины
- 1. Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
- 2. Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
- 3. Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения
- Ориентируется в ключевых понятиях и теориях в области исследований медиатизации.
- Различает основные направления исследований медиатизации.
- Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в исследованиях медиатизации.
- Применяет различные подходы в изучении конкретных проявлений медиатизации.
- Использует эмпирические методы исследования медиатизированных социальных практик и институтов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Теории медиатизации
- Тема 2. Селф-трекинг и медиатизация повседневности
- Тема 3. Медиатизация социальных практик, сообществ и институтов
- Тема 4. Медиасобытия в эпоху глубокой медиатизации
- Тема 5. Искусственный интеллект как фактор социокультурных изменений
Элементы контроля
- Домашнее задание 1.Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Домашнее задание 2.Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Письменная работаСтуденты пишут мини-эссе по проблематике медиатизации – письменную работу с элементами авторской рефлексии и аналитики.
- ПосещаемостьОценка за посещаемость учитывает присутствие студента на лекциях и семинарах.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.25 * Домашнее задание 1. + 0.3 * Домашнее задание 2. + 0.35 * Письменная работа + 0.1 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hepp, A., & Tribe, K. (2013). Cultures of Mediatization. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572571
- Knut Lundby. (2014). Mediatization of Communication. De Gruyter Mouton.
- Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
- Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.