• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Эдды, саги, скальды: современные подходы к древнеисландской книжности

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является введением в медиевистическую скандинавистику (Medieval Norse Studies). Студенты познакомятся с разными типами текстов, дошедшими до нас в корпусе древнеисландской книжности, а также с современным состоянием их изучения: основными проблемами, с которыми сталкиваются исследователи, и с наиболее влиятельными теоретическими подходами (история эмоций, memory studies, трансмедиальность, структурные подходы и их критика и т.д.). В течение курса у студентов будет возможность не только прочесть и обсудить различные виды саг, эддической и скальдической поэзии, но и увидеть, какие разные подходы могут возникнуть к одним и тем же текстам. Курс будет полезен студентам, заинтересованным в работе с древнеисландскими источниками как в качестве основного объекта исследования, так и в качестве материала для сравнительного анализа, а также всем студентам, интересующимся не только Древней Скандинавией, но и теоретическими подходами к средневековой книжности в целом. Для успешного прохождения курса требуется умение свободно читать академические тексты на английском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Сформировать представления об общекультурной ситуации в Скандинавии в целом и в Исландии в частности в X-XIV вв. на основе изучения источников указанного периода. Познакомить студентов со спецификой проблем и тем, возникающих при работе с древнескандинавскими источниками.
  • - Познакомить студентов с основными типами древнеисландской словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции как в средневековой Скандинавии, так и в современности; обучить студентов основным навыкам источниковедческого, филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов такого рода; сформировать у студентов необходимые знания о процессе бытования источников типа саг, вис, рунических надписей и т.д.
  • - Сформировать представление об основной исследовательской литературе, с которой следует работать при решении тех или иных задач в рамках исследования древнеисландских источников. Показать современные магистральные направления исследований литературы и культуры Древней Скандинавии.
  • - Развить у студентов умение работать с древнескандинавскими источниками, основными скандинавистическими электронными ресурсами и базами данных; развить критическое отношение как к источникам, так и к исследовательской литературе по теме. Помочь интегрировать сформированные знания о Древней Скандинавии в общий контекст истории и литературы Средних веков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные события средневековой истории Скандинавии; - основные понятия и категории истории скандинавской культуры; - основные типы текстов Древней Скандинавии.
  • Студент понимает особенности бытования саг и основные проблемы их изучения; может адекватно использовать их как источники при проведении исследования.
  • Студент разбирается в основных формах скальдической поэзии, понимает проблематику социальной роли скальда, а также имеет представление об интеллектуальной ситуации Древней Исландии XI-XIV вв.
  • Студент умеет работать со средневековым переводом, представлят себе особенности древнеисландского перевода; имеет представление об основной литературе по теме.
  • Студент имеет представление об основных проблемах крещения Скандинавии, а также об особенностях рецепции дохристианского прошлого в Древней Скандинавии.
  • Студент ориентируется в основных направлениях рецепции культуры Древней Скандинавии, может провести свое мини-исследование, знает основную литературу по теме.
  • Студент владеет навыками сопоставления письменных и материальных свидетельств в области истории культуры, ориентируется в основных правовых нормах Древней Исландии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение: Столпы скандинавской культуры
  • Тема 2. Рунический камень как медиум. Магия в Древней Скандинавии.
  • Тема 3. Скальдическая поэзия. Древнескандинавская ученая традиция: местное и континентальное.
  • Тема 4. Модусы памяти: Историописание Древней Скандинавии
  • Тема 5. Саги и дохристианское прошлое
  • Тема 6. Рецепция культуры Древней Скандинавии: от Вагнера до Marvel
  • Тема 7. Защиты проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Реферативный материал
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.6 * Проект + 0.2 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферативный материал
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Thor : myth to marvel, Arnold, M., 2011
  • Избранные труды : "Эдда" и сага, Гуревич, А. Я., 2020
  • Избранные труды. Культура средневековой Европы, Гуревич, А. Я., 2006
  • Избранные труды. Т.1: Древние германцы. Викинги, Гуревич, А. Я., 1999
  • Избранные труды. Т.2: Средневековый мир, Гуревич, А. Я., 1999
  • Категории средневековой культуры, Гуревич, А. Я., 1984
  • Мир саги. Становление литературы, Стеблин-Каменский, М. И., 1984
  • Поэзия и проза средневековой Исландии : избранные статьи, Гуревич, Е. А., 2020
  • Поэтика рыцарской саги, Матюшина, И. Г., 2002
  • Труды по филологии, Стеблин-Каменский, М. И., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Индивид и социум на средневековом Западе, Гуревич, А. Я., 2005

Авторы

  • Глебова Дарья Сергеевна