• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Древний мир в мировой и отечественной науке XIX-XXI вв.: исследователи и их концепции"

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

НИС адресован студентам, готовящим письменные работы по истории древнего мира или интересующимся ею, и предназначен для того, чтобы сформировать у них представления об опыте изучения древности со становления научной историографии в XIX в. и вплоть до современного этапа. Основное внимание будет уделено историческим исследованиям, однако будут делаться экскурсы и в историю классической филологии и исследований древнего права.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - создать у студентов представление о разработке в мировой и отечественной историографии общих проблем истории древности (генезис государства, специфика древних обществ, мировоззрение архаики и его нетождество с мировоззрением современности);
  • - создать у студентов представление о разработке в мировой и отечественной историографии проблем перехода общества и государства Рима от Республики к Империи (кризис римской civitas, система Принципата, культура и идеология Рима данного периода);
  • - создать у студентов представление о разработке в мировой и отечественной историографии проблем истории поздней античности и финала истории древности (специфика общества и государства Поздней античности, хронологические рамки Поздней античности, роль христианства в культуре и обществе Поздней античности);
  • - выработать у студентов понимание связи между разработкой крупных проблем историографии древности и общей историографической, политической и культурной ситуацией времени работы исследователей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - формулировать суть феномена Поздней Античности
  • - выявлять основные черты политического, экономического и культурного устройства Римской Империи IV - V вв.
  • - выявлять суть концепцией историков
  • - выявлять влияние исторического контекста на формулирование тем или иным историком своей концепции
  • - сформировать у студентов представление об истории и текущем состоянии разработки базовых проблем истории древности
  • - выработать знание теорий возникновения древнего государства, критериев наличия государственности в древних обществах;
  • - выработать у студентов общее представление о концепциях эволюции и специфики древних обществ в науке XX-XXI вв.,
  • - создать у студентов представление об основных подходах к определению специфики архаического (позднепервобытного и древнего) мировоззрения
  • - выработать у студентов общее понимание процесса перехода общества и государства древнего Рима от Республики к Империи и знание основных подходов к его изучению;
  • - выработать у студентов понимание предпосылок, общего хода и итогов кризиса Римской республики согласно его презентации в историографии;
  • - выработать у студентов представление о сущности системы Принципата, ее месте в истории римской государственности и о ее исследовании в историографии;
  • - выработать у студентов знания о взаимосвязи политического и идеологического развития Рима эпохи кризиса Республики и начала Принципата с эволюцией римской культуры, об основных подходах к ее исследованию в историографии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Общие проблемы древней истории
  • Раздел 2. Рим эпохи перехода от Республики к Империи: основные проблемы и концепции
  • Раздел 3. Поздняя Античность: сущность понятия, дискуссии историков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на каждом семинарском занятии по 10-ти балльной шкале. Общая оценка за семинарские занятия представляет собой среднее арифметическое оценок, полученных на всех семинарских занятиях (способ округления - арифметический, к ближайшему целому). Отсутствие на семинаре оценивается в 0 баллов, отсутствие ответа на семинаре оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Доклад по теме
    Студент готовит устное сообщение продолжительностью не более 10-12 минут по согласованной с преподавателями теме. Сообщение должно отражать проведенное студентом источниковедческое исследование. В случае если студент готовит курсовую работу по тематике истории древнего мира, сообщение соответствует источниковедческому разделу курсовой работы; в ином случае студент готовит сообщение по выбранной им теме из списка, предложенного ведущими НИС преподавателями. После устного сообщения студента ему задают вопросы и высказываются ведущий семинар преподаватель и присутствующие на семинаре студенты; активность студентов в обсуждении оценивается по системе и критериям работы в семинаре. В общей сложности обсуждение одного устного сообщения занимает до 14-15 минут; на одном семинарском занятии может быть обсуждено до трех устных сообщений.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.4 * Доклад по теме + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т.1: Раннее христианство. Византия, Бычков, В., 1999
  • A companion to ancient history, , 2009
  • A handbook of ancient religions, , 2007
  • A social and cultural history of late antiquity, Boin, D., 2018
  • Cultural memory and identity in ancient societies, , 2011
  • Eternal victory : triumphal rulership in late antiquity, Byzantium, and the early medieval West, McCormick, M., 1990
  • Holy bishops in late antiquity : the nature of Christian leadership in an age of transition, Rapp, C., 2013
  • Power and persuasion in late antiquity : towards a Christian empire, Brown, P., 1992
  • The Cambridge companion to ancient Rome, , 2013
  • The Mediterranean world in late antiquity, 395-700 AD, Cameron, A., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A companion to late Antiquity, , 2009
  • A companion to religion in late antiquity, , 2018
  • A world history of ancient political thought, Black, A., 2016
  • Apollo, Augustus, and the poets, Miller, J. F., 2009
  • Augustus : introduction to the life of an emperor, Galinsky, K., 2012
  • Augustus and the family at the birth of the Roman Empire, Severy, B., 2010
  • Caesar's legacy : civil war and the emergence of the Roman Empire, Osgood, J., 2008
  • Cicero : politics and persuasion in ancient Rome, Tempest, K., 2011
  • Crisis of empire : doctrine and dissent at the end of late antiquity, Booth, P., 2014
  • Development of religion and thought in Ancient Egypt : lectures delivered on the morse foundation at union theological seminary, Breasted, J. H., 2018
  • From tribe to empire : social organization among primitives and in the Ancient East, Moret, A., 2013
  • Late antiquity : a guide to the postclassical world, , 1999
  • Man, state and deity : essays in ancient history, Ehrenberg, V., 2011
  • Religions of the ancient near East, Snell, D. C., 2011
  • Republicanism during the early Roman Empire, Wilkinson, S., 2012

Авторы

  • Ладынин Иван Андреевич
  • Алмазова Наталья Сергеевна
  • Марей Елена Сергеевна