• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Феномен жизни в ненатуралистической перспективе

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

посвящен изучению феномена жизни с точки зрения условий его возможности как особого типа сознаваемой человеком предметности. Цель – прояснение оснований и смыслового ядра понятия о жизни, которое не сводится к понятию «организм» – предмету биологии, а рассматривается в широком историко-культурном контексте («живой» космос древних греков, «живые» произведения искусства и т.д.). Курс предусматривает решение таких задач, как выявление структурных особенностей живого и характера каузальности, отличающей живое от неживого (на основе анализа понятия И. Канта о живом существе как «цели природы» и понятия Э. Гуссерля о «живом теле»), прояснение смысловой связи «живого» и «прекрасного», «жизни» и «новизны». Исследование соотношения понятий «жизнь» и «знание» позволит перейти к рассмотрению того, каким образом смена познавательных установок (парадигм) в процессе развития западноевропейской мысли несет с собой изменения места и роли жизни в сознаваемом человеком мире. К числу наиболее значительных подлежащих осмыслению изменений можно отнести: переход от античного отождествления истины и жизни, от признания мира в целом живым к признанию. В рамках данного курса мы будем говорить о том, как установление границ политического определяет структуру и сущность остальных элементов политической онтологии, в том числе политического субъекта. Центральной категорией, которой мы будем пользоваться, является «политический субъект», который, будучи наделен правом принятия общезначимых решений, становится инициатором политического процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан, даже индивид и что-то иное – в зависимости от того, насколько мы расширяем или сужаем сферу политического.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для разработки совокупности мировоззренческих проблем, связанных с исследованием феномена жизни.
  • Ознакомление студентов с парадигмальными изменениями в понимании сущности «живого» и его отличий от «неживого».
  • Ознакомление студентов с различными подходами к осмыслению жизни и формирование умения проводить сравнительный и критический анализ изучаемых подходов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентация на проблемно-теоретический метод исследования феномена жизни и метод рациональной реконструкции учений о живом.
  • Знание философских оснований понимания жизни как характеристики мироздания в целом.
  • Знание специфики философского подхода к осмыслению феномена жизни.
  • Знакомство с критикой натуралистического понимания жизни.
  • Умение пользоваться трансцендентальным методом исследования отношения познания к предмету, знание связанных с данным методом трудностей и противоречий.
  • Умение критически анализировать при помощи философских методов различные модели развития жизни, в частности, эволюционную модель.
  • Прояснение специфики каузальных связей в живой природе.
  • Знакомство с кантовским пониманием живого организма как «цели природы».
  • Знакомство с трансцендентальным методом исследования феномена жизни.
  • Знание различных философских подходов к проблеме происхождения и структурной организации жизни, умение проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знакомство с учением И. Гердера об «органической силе» и с критикой этого учения с позиции трансцендентальной философии.
  • Знакомство с учением И.В. Гёте о морфологии живого.
  • Обладание теоретическим базисом для разработки проблемы соотношения «живой» и «мертвой» природы, проблемы соединения свободы и закономерности в образованиях живой природы, проблемы индивидуализации живого.
  • Знакомство с интерпретацией понятия о мировой душе в натурфилософии Шеллинга.
  • Знакомство с учением Ф.В.Й. Шеллинга о началах жизни.
  • Обладание теоретическим базисом для разработки проблемы соотношения жизни и знания, проблемы соотношения понятий «живое существо» и «познающее существо».
  • Умение критически анализировать феноменологические описания жизни.
  • Знакомство с феноменологическим осмыслением «живого тела» как медиума всякого познания.
  • Знакомство с феноменологическим подходом к исследованию жизни и с критикой натуралистической установки с позиции феноменологии.
  • Обладание теоретическим базисом для самостоятельной разработки проблем, связанных с осмыслением «живого» как типа предметности, отличающегося от «неживого» в отношении структуры и характера каузальности.
  • Знакомство с основаниями и критикой аналогий между живым и неживым в отношении структуры и причинности (жизнь как компьютер, жизнь как текст, идея «глобального эволюционизма»).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику живого как типа сознаваемой предметности. Жизнь как свойство мира в целом.
  • Трансцендентальный метод исследования жизни. И. Кант об организме как «цели природы».
  • И.Г. Гердер об основаниях организации жизни.
  • И.В. Гёте о морфологии живого
  • Живая природа в философии Ф.В.Й. Шеллинга
  • Феноменологический подход к исследованию жизни
  • Живое и искусственное: проблема разграничения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: – участие в коллективной работе по анализу изучаемого текста; – подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (около 10 минут); – составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов и возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, вопросы историко-философского и теоретического плана, критический анализ текста. Сформулированные в плане-конспекте вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы (по согласованию с преподавателем). Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением по итогам семинара письменного домашнего задания, которое загружается в течение 7 дней после семинара в онлайн-форму. Домашнее задание выполняется на основе одного из заданных к семинару фрагментов первоисточников (см.: «Основная литература»). В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1) что вызвало затруднение в понимании текста; 2) анализ текста: что представляется ошибочным, спорным; что представляется имеющим теоретическую значимость на современном этапе развития мысли. Объем домашней письменной работы — не менее 2 000 знаков с пробелами. Допускается отработка семинара, пропущенного по уважительной причине, в виде развернутого плана-конспекта, высылаемого преподавателю по почте.
  • неблокирующий Исследовательская работа
    Индивидуальная работа с текстом предполагает написание небольшой исследовательской работы. Тему необходимо согласовать с преподавателем. Объем – не менее 6 тыс. знаков с пробелами. Общим требованием к итоговой письменной работе является соблюдение академического стандарта оформления текста (14 кегль, полуторный интервал, форматирование по ширине) и сносок, наличие библиографии. Титульный лист и библиография не входят в общий объем письменной работы.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа в формате офлайн (на лекции). Время выполнения: 40 минут. Возможна отработка пропуска контрольной работы по уважительной причине. По договоренности между преподавателем и студентами выбирается дата и время для написания контрольной.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Исследовательская работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон , перевод с французского В. Флёровой. — Москва : Академический Проект, 2020. — 319 с. — ISBN 978-5-8291-2339-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133257 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль , перевод с немецкого В. И. Молчанова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 229 с. — ISBN 978-5-8291-3576-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133318 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Избранные работы - Гуссерль Э. - Территория будущего - 2005 - https://znanium.com/catalog/product/108756 - 991849 - ZNANIUM
  • Кант, И. Критика способности суждения (Пер.Н. М. Соколова) / И. Кант. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 127 с. — ISBN 978-5-507-11692-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5921 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль , перевод с французского Б. И. Шаревской. — Москва : Академический Проект, 2020. — 428 с. — ISBN 978-5-8291-3256-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132886 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лейбниц, Г. О самой природе, или природной силе и деятельности творений (пер с франц В. П Преображенского) / Г. Лейбниц. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 16 с. — ISBN 978-5-507-10839-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5888 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого (Пер. Ю. М. Антоновского) / Ф. Ницше. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 207 с. — ISBN 978-5-507-10850-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5899 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Платон, Сочинения Платона / Платон. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Часть 2 : Критон. Федон. Менон. Горгиас. Алкивиад первый. Алкивиад второй — 2014. — 476 с. — ISBN 978-5-507-38110-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47039 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Кант, И.  Антропология / И. Кант ; переводчик Н. М. Соколов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 200 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12910-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448538 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кант, И.  Грёзы духовидца. Избранные труды / И. Кант ; переводчик Б. А. Фохт. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 220 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07259-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474634 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль , перевод с французского Б. И. Шаревской. — Москва : Академический Проект, 2020. — 430 с. — ISBN 978-5-8291-3255-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132885 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лейбниц, Г. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом (пер с франц. Н. А. Иванцова) / Г. Лейбниц. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 11 с. — ISBN 978-5-507-10837-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5886 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лейбниц, Г. Размышления о жизненных началах и о пластических натурах / Г. Лейбниц , перевод с французского Н. Я. Грота. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 8 с. — ISBN 978-5-507-10842-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5891 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга - Кричевский А. В. - Институт философии РАН - 2009 - https://znanium.com/catalog/product/354376 - 1005445 - ZNANIUM
  • Собрание сочинений Гете в переводе русских писателей. Том 4 - Гете И. В. - 1894 - https://znanium.com/catalog/product/355638 - 1000386 - ZNANIUM
  • Собрание сочинений Гете в переводе русских писателей. Том 7 - Гете И. В. - 1893 - https://znanium.com/catalog/product/355648 - 1000387 - ZNANIUM
  • Собрание сочинений Гете. Том 5 - Гете И. В. - 1893 - https://znanium.com/catalog/product/353242 - 1001114 - ZNANIUM
  • Собрание сочинений Гете. Том 6 - Гете И. В. - 1893 - https://znanium.com/catalog/product/357043 - 1001115 - ZNANIUM