2024/2025
Научно-исследовательский семинар «Немецко-, франко- и англоязычная феноменология»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар в режиме медленного чтения фокусируется на развитии феноменологической философии во второй половине XX века, с акцентом на таких авторах как Герман Шварц, Ханс Блюменберг, Жан-Люк Марион, Марк-Ришир, Альфред Шюц. 4 модуля, преподаватели: проф. И.В. Кирсберг (1-й модуль), доц. Г.И. Чернавин (2-й модуль), доц. Н.И. Ищенко (3-й модуль), доц. И.Н. Инишев(4-й модуль). Если первый и второй модуль раскрывают малоизученные аспекты философии уже хорошо известных отечественному читатею авторов (Брентано, Гуссерль, Сартр, Левинас), то следующие два модуля раскрывают идеи пока мало изученных в русскоязычном контексте философов (Шварц, Блюменберг, Марион, Ришир, Шюц). Модули будут также акцентировать разные языковые компетенции (навыки философского перевода с германских и романских языков). 1-й модуль (Австрия-Германия). В первом модуле будут показаны возможности феноменологии Гуссерля в понимании специфики сознания, обозначены альтернативные идеи Г. Шварца и отдельные связи этой феноменологии с Декартом, Кантом, Фихте, а также Брентано – не предусматривая её исторической реконструкции или панорамы немецкой мысли. Первый модуль показывает феноменологию Гуссерля проблемно – сквозь её недостатки не как познавательные провалы, а меру выполненного к дальнейшим исследованиям. 2-й модуль (Франция-Бельгия). Во втором модуле, в контексте классического учения Сартра о самообмане и феноменологии безличного опыта Левинаса, разбираются два противоположных друг другу принципа современной феноменологии Жан-Люка Мариона и Марка Ришира: чем больше редукции, тем больше/меньше данности. 3-й модуль (Германия). В третьем модуле разбирается проект Ханса Блюменберга на пересечении герменевтической феноменологии и философской антропологии, методологические аспекты его метафорологии, теории жизненного мира и философии религии. 4-й модуль (США). В четвёртом модуле будет систематически развернута панорама американской феноменологии с акцентом на феноменологию социального мира Альфреда Шюца. Предлагаемые НИС формы проектной работы: мастер-классы по философскому переводу, подготовка переводов философских статей и дайджестов.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с идеями Шварца, Блюменберга, Мариона, Ришира, Шюца.
- Развитие языковых компетенций: навыки философского перевода с германских и романских языков.
- Знакомство с феноменологией Э.Гуссерля и проблемой спецификации эмоции и воли, обнаруживаемой посредством этой концепции.
Планируемые результаты обучения
- Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
- Знакомство с возможностью развития классической феноменологии в связи с внекогнитивным пониманием эмоции и воли
- Знакомство с методологией теоретических исследований сознания
- Знакомство с особенностями сознания
- Знакомство с проектом метафорологии и философской антропологии Блюменберга.
- Понимание основным принципов феноменологической социологии Шюца.
- Понимание сути методологического спора между Ж.-Л. Марионом и М. Риширом.
- Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
- Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
Содержание учебной дисциплины
- Феноменология Эдмунда Гуссерля
- Феноменология в контексте психоанализа
- Марион - Ришир
- Герменевтическая феноменология фактичности
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Активность на семинаре + 0.5 * Активность на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Murray, M. J. (2016). Jacques Lacan : A Critical Introduction. London: Pluto Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1109040
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
- Герменевтика Мартина Хайдеггера, Фалев, Е. В., 2008
- ЛЕБЕДЕВА НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА. (2016). От Феноменологии Тела К Изучению Форм Взаимодействия: Социологическое Прочтение Германа Шмитца. Социология Власти, 28(1).
- Марион, Ж.-люк. (2007). О Белой Теологии Декарта. Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, 8(2).
- РИШИР МАРК, СОКОЛОВ РОМАН, & ЧЕРНАВИН ГЕОРГИЙ. (2016). Феноменология поэтического элемента (перевод Р. Соколова, ред. г. Чернавин ). HORIZON. Феноменологические Исследования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16819134
- Шульга, Е. Н. Современная философская герменевтика: понимание и интерпретация : учебник для вузов / Е. Н. Шульга. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10841-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455969 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Крюков, А. (2015). Единство Сознания: Трансцендентальное Я И/Или Интенциональное Самосознание?