• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Научно-исследовательский семинар «Неканонические авторы и тексты от раннего Нового времени до XIX века»

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В фокусе внимания научно-исследовательского семинара находятся темы и авторы, которые не представлены или недостаточно представлены в традиционных курсах и учебниках по истории философии XV-XIX веков. Историко-философские исследования убедительно показывают, что пейзаж европейской философской мысли Нового времени был очень разнообразен: философия могла быть представлена в трактатах, в диалогах, в письмах и сонетах, ее могли практиковать в университетских аудиториях и в светских салонах, она развивалась в диалоге с теологией, политической мыслью или зарождающейся психологией. В рамках научно-исследовательского семинара (НИС) мы предлагаем рассмотреть некоторые темы, дискуссии и тексты, которые позволят студентам выстроить более полное и многомерное понимание европейской философской мысли, а также достичь лучшего понимания контекста, в котором рождались великие системы европейской мысли от Декарта, Лейбница и Спинозы до Канта и Гегеля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с дополнительным материалом из курса Истории философии, который недостаточно освещается в основном курсе
  • Изучение теоретических дискуссий последних десятилетий о проблеме канона в истории философии
  • Создание и развитие онлайн-ресурса с материалами по неканоническим авторам истории европейской философии (http://me.hse.ru/noncanonical-philosophy/)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает философскую («аристотелевскую») концепцию чувственного восприятия в учениях средневековых арабских (Аль-Фараби, Ибн Рушд и др.) и европейских философов (Альберт Великий, Фома Аквинский, Франсиско Суарес).
  • Может ответить на вопрос, является ли процесс чувственного восприятия целиком «физическим» процессом или же отчасти/полностью «духовным»?
  • Знает основные положения материалистической натурфилософии Бернардино Телезио (1509-1588), включая ее генезис и влияние на теорию познания и натурфилософию ключевых представителей европейской философии раннего Нового времени
  • Знает основные положения эмпирической философии А.Баумгартена
  • Знает основные положения рациональной психологии Хр.Вольфа
  • Знает основные положения эмпирической психологии Хр.Вольфа
  • Знает историю и основные положения дискусии о "животном магнетизме"
  • Знает основные положения концепции чувственного восприятия Ф.А. Месмера
  • Может объяснить, в чем заключалось влияние теории "живтоного магнетизма" на немецкую философию эпохи Романтизма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1. Концепции материи и чувственного восприятия в европейской философии Средних веков
  • Модуль 2. Концепции материи и чувственного восприятия в европейской философии раннего Нового Времени
  • Модуль 3. Концепции материи и чувственного восприятия в философии немецкого Просвещения
  • Модель 4. Концепции материи и чувственного восприятия в европейской философии конца XVIII - нач. XIX в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 модуль. Семинары
    Студент должен быть знаком с оригинальным текстом/фрагментом текста, обсуждаемом на семинаре, способен поддержать дискуссию, дать самостоятельную интерпретацию той или иной проблеме, владеть рабочей терминологией
  • неблокирующий 1 модуль. Письменная работа
  • неблокирующий 2 модуль. Семинары
    Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: — участие в коллективной работе по устному переводу и анализу изучаемого текста; — подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (ок. 5 минут); — ведение протокола или составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов, а также отмечены возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, трудностей перевода или вопросы и комментарии историко-философского плана. Зафиксированные в протоколе вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы за 2-ой модуль (по согласованию с преподавателем). Протокол семинара необходимо вести в электронном виде и после каждого занятия размещать в соответствующей гугл-папке
  • неблокирующий 2 модуль. Домашняя работа
    К каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один и на его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1) ключевые идеи выбранного фрагмента (краткий синопсис); 2) что вызвало затруднение в переводе/понимании и что представляется спорным. Для эффективности дальнейшей работы с текстом участникам будет предложено заблаговременно распределить предложенные фрагменты текста между собой в формате гугл-таблицы. Фрагменты могут дублироваться, но поскольку на основе этих домашних заготовок будет проходить коллективная работа с текстом, то желательно, чтобы все фрагменты предложенного к семинару текста были охвачены. Письменные работы необходимо будет загружать накануне семинара в соответствующую гугл-папку.
  • неблокирующий 2 модуль. Письменная работа
    Индивидуальная работа с текстом предполагает следующие формы (на выбор) : — научный перевод фрагмента одного из изучаемых в рамках НИС первоисточника с минимальным комментарием переводчика в формате примечаний (фрагменты для перевода заранее согласовываются с преподавателем); объем - не менее 5 тыс. знаков (3 балла); — написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно представлять из себя анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из фрагментов изучаемого в рамках НИС текста. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласовать с преподавателем, а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка
  • неблокирующий Экзамен
    Устный опрос по матриалам семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * 1 модуль. Письменная работа + 0.15 * 1 модуль. Семинары + 0.075 * 2 модуль. Домашняя работа + 0.075 * 2 модуль. Письменная работа + 0.1 * 2 модуль. Семинары + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516637 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гриненко, Г. В.  История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи Просвещения : учебник для вузов / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01841-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451606 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гриненко, Г. В.  История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века : учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01843-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434227 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, Горфункель, А. Х., 1977
  • Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки, пер. с нем. А. Л. Пестова, 518 с., Шеллинг, Ф. В. Й., 1998
  • Критика чистого разума, Кант, И., 2018
  • Метафизика : переводы, комментарии, толкования, Аристотель, ., 2002
  • Метафизика, Аристотель, ., 1999
  • Понятие единого в европейской философии XIII века: Альберт Великий, Фома Аквинский и Дунс Скот : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.03, Федчук, Д. А., 2020
  • Ранние философские сочинения, Шеллинг, Ф. В. Й., 2000
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1976
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
  • Сочинения. Т.1: ., Шеллинг, Ф. В. Й., 1987
  • Сочинения. Т.2: ., Лейбниц, Г. В., 1983
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
  • Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский, ., 2007
  • Томмазо Кампанелла, 247 с., Горфункель, А. Х., 1969
  • Учение о душе, Фома Аквинский, ., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Брагина, Л. М.  Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : учебник для вузов / Л. М. Брагина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05620-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473768 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Дроздова Дарья Николаевна
  • Рябушкина Татьяна Михайловна
  • Веретенников Андрей Анатольевич
  • Осминская Наталия Александровна
  • Резвых Петр Владиславович