• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Компаративистика в системе гуманитарного знания

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Компаративистика в системе гуманитарного знания» предлагает широкую панораму исследования литературных текстов и литературной эволюции в контексте социальных процессов, а филологическое знание – в контексте общей истории социальных и гуманитарных наук. В рамках курса рассматриваются основные подходы к материалу филологического исследования, общие для социальных и гуманитарных наук. Цикл лекций и семинаров в 3 модуле восстановит широкий общенаучный контекст подходов и методов, общих для философии, социальных и гуманитарных наук и разрабатывавшихся в течение XIX–XX веков. Многие аналитические инструменты, которыми пользуется современная филология, изначально зарождались в рамках других дисциплин и нередко продолжают нести на себе их отпечаток. Широкая междисциплинарная контекстуализация поможет лучше понять логику как самих этих инструментов, так и тех областей научного знания, в которых они возникли. Цикл лекций и семинаров в 4 модуле детализирует общую информацию, пройденную в 3 модуле, и будет сосредоточен на двух основных междисциплинарных расширениях филологии – в сторону социологии и в сторону культурной истории. Социологические и культурно-исторические методы и подходы помогут лучше понять ключевые категории литературы и филологического знания: жанр, канон, фигуры автора и читателя, феномен массовой литературы и проблематику очерчивания границ литературы как таковой
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у студентов критического мышления и способности осмыслять различные подходы в компаративистике, использовать понятийный аппарат современных исследований в области сравнительного изучения литератур
  • проблематизация методологии филологических исследований ( в том числе самостоятельных работ студентов) и развитие навыков междисциплинарного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • критическое осмысление методологии современной филологии в междисциплинарном контексте гуманитарных и социальных наук
  • осмысление истории филологического знания в рамках истории науки
  • умение опознавать и оценивать применимость различных подходов современных социальных и гуманитарных наук к компаративному филологическому исследованию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и ключевые теории социальных наук
  • Социология литературы и культурная история
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Модульное эссе
    Письменная контрольная работа в конце 3 модуля. 10-балльная система оценивания. Модульное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку
  • неблокирующий Работа на семинарах в 4 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Экзаменационное эссе
    Письменное эссе в конце 4 модуля. 10-балльная система оценивания. Экзаменационное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Модульное эссе + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле + 0.3 * Экзаменационное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иглтон Т., Бучкина Е., Маяцкий М. и др. - Теория литературы: Введение - Территория будущего - 2010 - ISBN: 978-5-91129-079-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=102273
  • Иглтон, Т. Идея культуры : учебное пособие / Т. Иглтон , под редакцией А. Смирнова , перевод с английского И. Кушнаревой. — 2-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2019. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-1907-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173396 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.

Авторы

  • Поселягин Николай Владимирович