Магистратура
2024/2025
Актуальные методы искусствознания
Статус:
Курс обязательный (История художественной культуры и рынок искусства)
Направление:
50.04.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Русинова Ольга Евгеньевна
Прогр. обучения:
История художественной культуры и рынок искусства
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
На лекциях и семинарах студенты изучают актуальные научные теории и методы анализа изобразительного искусства, приучаются понимать специфику современного терминологического и научного аппарата, углубляют опыт чтения письменных источников по искусству теоретического и документального характера как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации, учатся оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств, а также применяют изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - в теории и на практике познакомить студентов с современными подходами в искусствоведческих исследованиях.
- Целями и задачами освоения дисциплины «Методы искусствознания» являются: 1) Ознакомить студентов с актуальными научными теориями и методами анализа изобразительного искусства; 2) Приучить понимать специфику современного терминологического и научного аппарата; 3) Выработать умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации; 4) Научить выделять основные проблемы и пути их решения, которые ставит тот или иной исследователь, критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств; 5) Продемонстрировать, как следует применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне.
- Научить понимать специфику современного терминологического и научного аппарата
- Выработать умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации
- Научить выделять основные проблемы и пути их решения, которые ставит тот или иной исследователь, критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств
- Продемонстрировать, как следует применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне
Планируемые результаты обучения
- Понимать границы применимости методов и уметь использовать их в собственной исследовательской работе.
- Понимать проблемную ориентированность методов и уметь критически оценивать сферу их применимости.
Содержание учебной дисциплины
- "Старые"методы искусствознания.
- "Новая история искусства". Междисциплинарные методы в искусствознании
- Литературно-художественные методы.
- Интерпретационные методы истории искусства. От иконографии к визуальным исследованиям
Элементы контроля
- ЭссеЭссе - письменный текст объемом 3 стр. плюс картинка (-и) и библиография. Тема эссе: любая художественная выставка, которая, на ваш взгляд, интересна. Методы: художественная критика, остальные – по вашему усмотрению.
- ТестТест на определение методов аргументации
- АктивностьАктивность на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Broome, J., Pereira, A., & Anderson, T. (2018). Critical Thinking: Art Criticism as a Tool for Analysing and Evaluating Art, Instructional Practice and Social Justice Issues. International Journal of Art & Design Education, 37(2), 265–276. https://doi.org/10.1111/jade.12111
- Busra INCIRKUS. (2018). Classical Artwork Analysis in the Context of Art Criticism: The Oath of the Horatii. Idil Sanat ve Dil Dergisi, (46), 639. https://doi.org/10.7816/idil-07-46-02
- Мир образов. Образы мира : антология исследований визуальной культуры, , 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gordon, E. M. (2018). Sites of New Media Art: Using the Internet to Explore Touch, Sociality, and Preservation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt43b953tp
- Onians, J. (2017). Art History and Memory, From the Couch to the Scanner: On How the New Art History Woke Up to a Neural Future. Art History, 40(4), 704–723. https://doi.org/10.1111/1467-8365.12340