• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Медиатизация памяти

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен обзору способов медиатизации памяти и трансформации памяти под влиянием медиа. С одной стороны, данный курс позволяет отреагировать на современные тенденции в медийном поле, связанные с устойчивым ростом интереса к историческим событиям, с созданием многочисленных проектов, цифровых архивов и баз данных, декларирующих своей целью сохранение памяти и культурного наследия. Вместе с тем, в рамках курса будут критически рассмотрены и технологии, которые стоят за обеспечением новых возможностей по сохранению и трансляции памяти. Отдельное внимание в рамках курса будет посвящено тому, как тема медиатизации памяти проработана в существующих приложениях с генеративным искусственным интеллектом (картографирование представлений ИИ об истории, памяти, а также релевантных архивах и проектах, их значимости для человечества). Практическая часть курса позволит студентам наработать насмотренность и навыки сравнительного анализа медийной работы с памятью в различных форматах, охватывая спектр от цифровых архивов и/или музеев до исторического кино. С другой стороны, курс предполагает работу с теоретическими подходами к решению таких вопросов, как, например, соотношение процессов медиапроизводства с конструированием памяти, фреймирование событий, позволяющих выстраивать память вокруг некоторых смысловых точек и пр. Подобная работа может быть проведена на основании как классических работ (исследования М. Хальбвакса, П. Нора, Р. Козеллека, Я. и А. Ассман), так и современных (работы, М. Хирш, А. Миллера). Эта составляющая курса позволит студентам сформировать аналитическую базу, которая позволит им проводить исследования или анализировать запросы на практические проекты, а также связанные с этими запросами риски и возможности.