Бакалавриат
2024/2025
Медиатизация памяти
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Душакова Ирина Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен способам изучения соотношения памяти и медиа. С одной стороны, он позволяет отреагировать на современные тенденции в медйином поле, связанные с ростом интереса к историческим событиям в СМИ, с созданием многочисленных проектов и баз данных, декларирующих своей целью сохранение памяти, а также на новые технологии, напоминающие пользователям о прошедших событиях или предназначенных для различных коммеморативных практик. Вместе с тем, курс предполагает работу с теоретическими подходами к решению таких вопросов, как, например, соотношение процессов медиапроизводства с конструированием памяти, фреймирование событий, позволяющих выстраивать память вокруг некоторых смысловых точек и пр. Подобная работа может быть проведена на основании как классических работ (исследования М. Хальбвакса, П. Нора, Р. Козеллека), так и современных (работы Я. и А. Ассман, М. Хирш, Ю. Кога, М. Ротберга).
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить студентов с классическими и современными теоретическими концепциями работы с памятью и анализом взаимного влияния памяти и медиа
- Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, связанных с определенными аспектами памяти в медийном поле
- Ознакомить с ключевыми кейсами по освещению событий прошлого в медийной практике и современными цифровыми архивами, содержащими воспоминания очевидцев тех или иных событий
Планируемые результаты обучения
- Анализирует дискурсы о прошлом, об исторической памяти, о воспоминаниях очевидцев
- Анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства
- Анализирует различные виды влияния медиа и памяти друг на друга
- Владеет базовыми знаниями о категориях память, постпамять, различает типы памяти, умеет применять соответствующий категориальный аппарат к области своих интересов
- Владеет базовыми понятиями медиации и медиатизации
- Знает новейшие исследования в области изучения памяти и медиа в отношении к области профессионального интереса
- Знает основные источники данных о воспоминаниях очевидцев в российском медиапространстве
- Умеет работать с релевантными базами данных, платформами и сервисами
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические подходы к исследованиям памяти
- Память в медиа: 1) платформы и соцмедиа, 2) кино, музыкальные произведения, мемы, 3) трансмедийный сторителлинг
- «Мемориальный бум» и прикладные медиапроекты, направленные на сохранение памяти
- Политика памяти
- Представление исторических событий и исторических личностей в современных российских СМИ
- Представление «трудного прошлого»
- Многослойность памяти. Роль медийных источников в ней
- Материально-дискурсивный узел
Элементы контроля
- Посещение занятий и активность на парах
- Анализ прикладного медиапроекта: групповая работаГрупповой анализ медиапроекта, нацеленного на сохранение памяти
- Коллоквиум по содержанию теоретических работ, которые обсудили во время курса
- Работа с памятью в отношении исторического события в креативных сферах: творческая групповая работаРабота с памятью в отношении исторического события (событие на выбор группы) в креативных сферах: творческая групповая работа. Одной из самых актуальных теоретических рамок для осмысления памяти сегодня является концепция постпамяти М. Хирш. В рамках этого подхода студентам предлагается взять одно историческое событие на выбор и, проанализировав его художественное осмысление, представить его в виде своего творческого проекта.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Анализ прикладного медиапроекта: групповая работа + 0.27 * Коллоквиум по содержанию теоретических работ, которые обсудили во время курса + 0.2 * Посещение занятий и активность на парах + 0.28 * Работа с памятью в отношении исторического события в креативных сферах: творческая групповая работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
- M. Neiger, O. Meyers, & E. Zandberg. (2011). On Media Memory : Collective Memory in a New Media Age. Palgrave Macmillan.
- Marianne Hirsch. (2012). The Generation of Postmemory : Writing and Visual Culture After the Holocaust. Columbia University Press.
- Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kansteiner, W. (2002). Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. History & Theory, 41(2), 179. https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198
- Rothberg, M. (2011). From Gaza to Warsaw : Mapping Multidirectional Memory. Criticism, 53(4), 523–548. https://doi.org/10.1353/crt.2011.0032