Бакалавриат
2024/2025
Практика использования генеративных моделей в создании медиаконтента
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Смирнова Виктория Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Генеративные модели находят всё более широкое применение в медиа и маркетинге, создавая реалистичные изображения, тексты и креативные концепции. Однако их использование требует глубокого понимания особенностей работы с такими моделями, а также решения этических, юридических и технических вопросов. В ходе курса студенты узнают, как генеративные модели могут помочь решать задачи в маркетинге и СМИ, какие типы моделей существуют и какие навыки востребованы на рынке труда для работы с ними. Мы разберём примеры успешного создания контента с использованием генеративных технологий, изучим механику их работы, а также узнаем, как происходит обучение моделей для достижения бизнес-результатов. Практическая часть курса включает создание текстового и графического контента с использованием популярных программ, что позволит студентам приобрести практические навыки. Важное внимание уделяется вопросам этики, чувствительности к данным, а также соблюдению авторского права при работе с генеративными моделями. Курс поможет не только овладеть инструментами создания контента с помощью ИИ, но и научит использовать их корректно и юридически грамотно в профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о генеративных моделях: изучить, какие модели существуют, какие у них структуры, а также какие задачи они могут решать.
- Овладение практическими навыками: научиться создавать текстовый и визуальный контент с помощью генеративных моделей в различных программных средах.
- Изучение этических аспектов: усвоить этические и правовые нормы при создании контента с использованием ИИ, включая работу с чувствительной информацией и вопросы достоверности данных.
- Получить представление о роли моделей в экономике и бизнесе: получить знания о принципах обучения и использования генеративных моделей для достижения бизнес-целей и анализа их роли на рынке труда.
Планируемые результаты обучения
- Различает типы генеративных моделей: объясняет, что такое генеративные модели и какие они бывают, какие у них принципы работы.
- Подбирает модель под задачу: различает, к какой модели для решения каких задач необходимо обращаться.
- Имеет навыки работы с инструментами: может самостоятельно создавать текстовый и графический контент.
- Объясняет этические и правовые аспекты: учащиеся разбираются в этических и юридических вопросах, связанных с созданием генеративного контента. Могут давать заключения по результатам создания материалов и предупреждать о возможных рисках проекта с созданием генеративных моделей.
- Анализирует рынок труда и текущие тенденции: студент выделяет востребованные навыки и профессии, связанные с работой с генеративными моделями и оценивает экономические и инвестиционные тенденциях развития рынка.
Содержание учебной дисциплины
- Мозг человека и воссозданные нейронные сети
- Обучение генеративной сети: задачи и ошибки
- Промпты и коммуникация с нейросетью
- Правовые вопросы генеративных моделей
- Этика и чувство юмора искусственного интеллекта
- Экономика нейросетей: инвестиции, игроки, профессии
- Цифровой маркетинг и генеративный ИИ
- Метавселенная и искусственный интеллект
Элементы контроля
- Защита финальных работДемонстрация работ в портфолио с детальным описанием и применением теоретических знаний. Количество работ равняется не менее 3, и не превышает 5. Каждая работа является уникальной по своей форме и не повторяет заданий, созданных на семинаре. Финальные работы носят практический и творческий характер.
- Практическое заданиеГрупповое выступление по результатам выполнения аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
- ТестированиеПредполагает выполнение тестов, заранее сформированных в цифровой форме преподавателем. Оценивание тестов производится автоматически.
- Выполнение индивидуальных/групповых заданийВыполнение домашних заданий или выполнение заданий, которые студенты не успели выполнить в рамках семинара. Проводится в письменной форме и вкладываются в индивидуальную папку на Яндекс Диск.
- АктивностьЭлемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Активность + 0.1 * Выполнение индивидуальных/групповых заданий + 0.4 * Защита финальных работ + 0.2 * Практическое задание + 0.2 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Haenlein, M., & Kaplan, A. (2019). A Brief History of Artificial Intelligence: On the Past, Present, and Future of Artificial Intelligence. California Management Review, 61(4), 5–14. https://doi.org/10.1177/0008125619864925
Рекомендуемая дополнительная литература
- Osondu, O. (2021). A First Course in Artificial Intelligence. Bentham Science Publishers Ltd.