Бакалавриат
2024/2025
Проектный семинар "Промышленная разработка"
Статус:
Курс обязательный (Прикладная математика и информатика)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Чернов Александр Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар является одной из форм организации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов специализации “Промышленная разработка”. К форматам проведения семинара относятся: лекции и мастер-классы приглашенных преподавателей и специалистов из компаний, разбор домашний заданий и проектов студентов, открытые собеседования, мозговые штурмы и научно-редакторский клуб.
Цель освоения дисциплины
- Подготовка студентов к написанию основных разделов ВКР бакалавра.
- Выработка навыков исследовательской работы.
- Расширение кругозора в коммерческой разработке, подготовка к реальностям карьерного роста, начиная от прохождения собеседования, заканчивая выбором специализации и определения своего места в разработке программного обеспечения.
- Знать основные понятия в области промышленной разработки программного обеспечения.
- Отличать термины из промышленной и коммерческой разработки.
- Оценивать вклад участников проекта в конечный результат работы.
- Знать методы измерения результатов совместной работы.
- Понимать историю развития разработки ПО, изменения в подходах к разработке и управлении сложностью ПО.
Планируемые результаты обучения
- Знать различные подходы к организации разработки ПО, модели жизненного цикла (SDLC).
- Уметь разрабатывать Software Requirements Specification (SRS) и Product Requirements Document (PRD).
- Понимать принципы гибких методов разработки, включая Agile-манифест.
- Уметь создавать IT-продукты, соответствующие потребностям рынка и заказчика.
- Отличать проектную и продуктовую разработку ПО, знать роли и обязанности руководителей продукта и проекта.
- Уметь планировать и презентовать проекты, включая подготовку и проведение презентаций.
- Понимать понятие качества в разработке ПО.
- Знать основы тестирования, включая задачи и методы специалиста по тестированию.
- Уметь проходить собеседования, знать типичную структуру собеседования, обладать насмотренностью и опытом в прохождении собеседований.
- Знать методы анализа поведения ПО по лог-файлам, включая введение в сети Петри, выявление блокировок и др.
- Знать особенности разработки для интернета вещей (IoT).
- Знать особенности разработки с использованием искусственного интеллекта.
- Ориентироваться в актуальных направлениях областей разработки для решения задач искусственного интеллекта.
- Знать о современных тенденциях в разработке ПО, включая low-code и zero-code разработку.
- Уметь анализировать аудиторию приложения и собирать ее потребности.
- Обладать навыком проверки продуктовых гипотез.
- Разбираться в разработке для дополненной и смешанной реальности, знать основные средства и SDK для этой области.
Содержание учебной дисциплины
- Промышленная разработка - определения и специализации
- Русская народная сказка “Репка”. Оценка работы сотрудников
- SDLC. Жизненный цикл ПО. Подходы к организации разработки ПО: водопад, итерационная разработка, прототипирование, спиральная модель и др. Разработка SRS документа.
- Гибкие методы разработки
- Отличия проекта и продукта. Специализации руководителя проекта и продукта
- Отличия проекта и продукта. Специализации руководителя проекта и продукта
- Создаем собственное ПО. Подготовка к презентации проекта
- Создаем собственное ПО. Презентация проекта
- Тестирование ПО
- Найм специалиста по качеству
- Process Mining
- Разработка для интернета вещей. Основные определения IoT. Исторические сведения. Архитектурные проблемы в IoT. Работа с сенсорами.
- Разработка для искусственного интеллекта. Об актуальных направлениях разработки ПО с элементами искусственного интеллекта.
- AI100 - Столетнее исследование искусственного интеллекта
- Актуальные задачи в AI. Мастер-класс от аналитика-программиста
Элементы контроля
- Промежуточное оценивание
- Контрольная точка 3 по проектуПроводится через 4 недели после КТ2 с целью контроля прогресса обучающихся по проекту. В формате выступления на семинаре, предоставления USM/оформленного беклога проекта.
- Контрольная точка 2 по проектуПроводится через 2 недели после КТ1 с целью контроля прогресса обучающихся по проекту. В формате выступления на семинаре, предоставления USM/оформленного беклога проекта.
- Контрольная точка 4 по проектуПроводится через 3 недели после КТ3, является блокирующей. В формате выступления на семинаре, предоставления диаграммы Ганта с отображением беклога проекта и выполненных этапов. Проводится демонстрация разработанного проекта. Проводится коррекция беклога, сужение задач.
- Контрольная точка 5 по проектуПроводится через 2 недели после КТ4. Является завершающим мероприятием проектного семинара.
- Зачет с оценкой
- Контрольная точка 8 по проектуПроводится через 3 недели после КТ7, является блокирующей. В формате выступления на семинаре, предоставления диаграммы Ганта с отображением беклога проекта и выполненных этапов. Проводится демонстрация разработанного проекта. Проводится коррекция беклога, сужение задач.
- Контрольная точка 6 по проектуПроводится вторым занятием в новом периоде. Проведение ретроспективы проделанной работы, подготовка документа по ретроспективе, демонстрация его на семинаре, обновление беклога по проекту.
- Контрольная точка 1 по проектуВыступление на семинаре/серии семинаров с планами на свой проект, демонстрация PRD и SRS документов. Подготовка one-page презентации.
- Промежуточное оценивание
- Контрольная точка 7 по проектуПроводится через 4 недели после КТ6 с целью контроля прогресса обучающихся по проекту. В формате выступления на семинаре, предоставления USM/оформленного беклога проекта.
- Контрольная точка 9 по проектуПроводится через 2/4 недели после КТ8. Является завершающим мероприятием проектного семинара.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleСреднее значение из двух средних оценок полученных на промежуточных этапах оценивания. Округление арифметическое.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bill Williams, José Figueiredo, & James Trevelyan. (2013). Engineering Practice in a Global Context : Understanding the Technical and the Social. CRC Press.
- Karl Wiegers. (2013). Creating a Software Engineering Culture. Addison-Wesley Professional.
- Robert C. Martin. (2011). The Clean Coder : A Code of Conduct for Professional Programmers. Prentice Hall.
- Tahir Ahmed, Julian Cox, Lynda Girvan, Alan Paul, Debra Paul, Pete Thompson, & James Cadle. (2014). Developing Information Systems : Practical Guidance for IT Professionals. BCS, The Chartered Institute for IT.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cohen, A. M. (2015). Prototype to Product : A Practical Guide for Getting to Market: Vol. First edition. O’Reilly Media.
- Maoui, M., Wilde, E., Mitra, R., & Amundsen, M. (2018). Continuous API Management : Making the Right Decisions in an Evolving Landscape: Vol. First edition. O’Reilly Media.
- Titus Winters, Tom Manshreck, & Hyrum Wright. (2020). Software Engineering at Google : Lessons Learned From Programming Over Time. O’Reilly Media.