• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Философия и литература

Статус: Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предполагается рассмотреть различные возможные модусы взаимодействия литературы (поэзии и прозы) и философии. Мы попробуем разобраться, чем философия может обогатить возможности творческого письма. Путём анализа художественных текстов, будет рассмотрено, каким образом поэт или писатель может быть философом в своём литературном творчестве, притом не в смысле обращения к уже «готовым» философским концепциям и конструктам и введения их в свои тексты, а в смысле единства философского и художественного в момент создания текста. В художественных текстах в ряде случаев философская составляющая реализуется не через заимствование и использование внешней относительно текста философской теории, а в непосредственном единстве философского вопрошания и художественного мышления. Мы попробуем рассмотреть эту философскую составляющую литературы не только как аспект содержания художественного текста, но и как аспект его формы. Художественный приём в ряде случаев также может быть рассмотрен как философский метод (Шкловский, Платонов, Хармс, Введенский, Сорокин, Пригов и др.), а философский метод как художественный приём (Филип К. Дик, Жорж Перек и др.). Также будут рассмотрены магистральные современные философские подходы к языку и точки совпадения этих подходов с практикой художественной литературы XX и начала XXI в. (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики). В рамках спецкурса будет рассмотрено и обратное движение: когда философ черпает вдохновение в текстах поэта или писателя, или сам пытается в своей философской практике быть писателем не в меньшей степени, чем философом (Хайдеггер, черпающий вдохновение в поэзии, Мамардашвили, анализирующий Марселя Пруста, Мейясу, анализирующий «Бросок костей» Малларме и др.).