Магистратура
2024/2025
Педагогическая психология
Статус:
Курс обязательный (Философская антропология)
Направление:
47.04.01. Философия
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Философская антропология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование общих представлений о педагогической психологии, психологии обучения, познания и развития у студентов, обучающихся по не-психологическим направлениям подготовки. Идея курса в том, чтобы показать наиболее сильные положения психологической мысли, а также социологии, антропологии и нейробиологии, касающиеся человека, включенного в процессы социализации, формального и неформального обучения.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с наиболее сильными положениями педагогической психологии, психологии обучения и оброзовании, а также социологии, антропологии и нейробиологии, касающиеся человека, включенного в процессы социализации, формального и неформального обучения.
Планируемые результаты обучения
- Знать исторический контекст возникновения дисциплины, круг проблем, которые призвана (была) решать пед. психология и основные этапы развития.
- Уметь описывать закономерности развития в терминах двух основных теорий - Ж. Пиаже и Л.С. Выготского; ориентироваться в сильныхи слабых сторонах теорий; описывать основные эксперименты, проведенные для поддержки теоретических положений.
- Понимать современнные представления о механизмах обучения и его результатах. Знать ключевые исследования, на которых эти теории основаны. Уметь соотносить эти знания с собственным обучением.
- Знать современные представления о взаимодейсвии между биологическими и социальными факторами развития и обучения. Знать основные исследования, на которых эти представления основаны.
- Ориентируется в современных представлениях о речи как сугубо человеском новоорбразовании. Знает основные исследования, на которых основаны эти представления.
- Понимать проблематику и относительность существующих сегодня подходов к образовани, зависимость образовательных систем и систем оценки образовательных результатов от экономических приоритетов и политических интересов государств.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История педагогической психологии.
- Тема 2. Поведенческие теории обучения.
- Тема 3. Теория социального обучения А. Бандуры
- Тема 4. Теории когнитивного развития Ж. Пиаже. Взаимосвязь обучения и развития.
- Тема 5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
- Тема 6. Информационный подход к обучению. Нейробиология обучения.
- Тема 7. Взаимодействие генетики и средовых факторов в обучении. Интеллект. Тесты способностей.
- Тема 8. Специфические проблемы обучения.
- Тема 9. Язык и мышление. Язык как уникально человеческий феномен. Биологические, психологические и культурные факторы языкового развития.
- Тема 10. Образование: культурный и социально-экономический феномен. Системы образования и оценки.
Элементы контроля
- Итоговый контроль - коллоквиум
- Текущий контроль: активность
- Текущий контроль - презентация
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.4 * Итоговый контроль - коллоквиум + 0.3 * Текущий контроль - презентация + 0.3 * Текущий контроль: активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
- Organisation for Economic Cooperation and Development. (2010). Education at a Glance 2010: OECD Indicators. OECD Publishing.
- Генезис элементарных логических структур : Классификация и сериация, Пиаже, Ж., 2002
- Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Зимняя, И. А., 2020
- Культура и мир детства : избр. произведения, Мид, М., 1988
- Лингвопсихология речевой деятельности, Зимняя И.А., 2001
- Лингвопсихология речевой деятельности, Зимняя, И. А., 2001
- Моральное суждение у ребенка, Пиаже, Ж., 2019
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Педагогическая психология, Выготский, Л.С., 1999
- Психология интеллекта : пер. с фр., Пиаже, Ж., 2004
- Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
- Речь и мышление ребенка, Пиаже, Ж., 1999
- Собрание сочинений. Т.4: Детская психология, Выготский, Л. С., 1984
- Хрестоматия по истории психологии, период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов XX в.), под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, 301 с., , 1980
Рекомендуемая дополнительная литература
- Избранные психологические труды : проблемы возрастной и педагогической психологии, Эльконин, Д. Б., 1995
- Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2010
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, учебное пособие, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, 400 с., , 1981