• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Педагогическая психология

Статус: Курс обязательный (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование общих представлений о педагогической психологии, психологии обучения, познания и развития у студентов, обучающихся по не-психологическим направлениям подготовки. Идея курса в том, чтобы показать наиболее сильные положения психологической мысли, а также социологии, антропологии и нейробиологии, касающиеся человека, включенного в процессы социализации, формального и неформального обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с наиболее сильными положениями педагогической психологии, психологии обучения и оброзовании, а также социологии, антропологии и нейробиологии, касающиеся человека, включенного в процессы социализации, формального и неформального обучения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать исторический контекст возникновения дисциплины, круг проблем, которые призвана (была) решать пед. психология и основные этапы развития.
  • Уметь описывать закономерности развития в терминах двух основных теорий - Ж. Пиаже и Л.С. Выготского; ориентироваться в сильныхи слабых сторонах теорий; описывать основные эксперименты, проведенные для поддержки теоретических положений.
  • Понимать современнные представления о механизмах обучения и его результатах. Знать ключевые исследования, на которых эти теории основаны. Уметь соотносить эти знания с собственным обучением.
  • Знать современные представления о взаимодейсвии между биологическими и социальными факторами развития и обучения. Знать основные исследования, на которых эти представления основаны.
  • Ориентируется в современных представлениях о речи как сугубо человеском новоорбразовании. Знает основные исследования, на которых основаны эти представления.
  • Понимать проблематику и относительность существующих сегодня подходов к образовани, зависимость образовательных систем и систем оценки образовательных результатов от экономических приоритетов и политических интересов государств.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История педагогической психологии.
  • Тема 2. Поведенческие теории обучения.
  • Тема 3. Теория социального обучения А. Бандуры
  • Тема 4. Теории когнитивного развития Ж. Пиаже. Взаимосвязь обучения и развития.
  • Тема 5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
  • Тема 6. Информационный подход к обучению. Нейробиология обучения.
  • Тема 7. Взаимодействие генетики и средовых факторов в обучении. Интеллект. Тесты способностей.
  • Тема 8. Специфические проблемы обучения.
  • Тема 9. Язык и мышление. Язык как уникально человеческий феномен. Биологические, психологические и культурные факторы языкового развития.
  • Тема 10. Образование: культурный и социально-экономический феномен. Системы образования и оценки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый контроль - коллоквиум
  • неблокирующий Текущий контроль: активность
  • неблокирующий Текущий контроль - презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.4 * Итоговый контроль - коллоквиум + 0.3 * Текущий контроль - презентация + 0.3 * Текущий контроль: активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
  • Organisation for Economic Cooperation and Development. (2010). Education at a Glance 2010: OECD Indicators. OECD Publishing.
  • Генезис элементарных логических структур : Классификация и сериация, Пиаже, Ж., 2002
  • Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Зимняя, И. А., 2020
  • Культура и мир детства : избр. произведения, Мид, М., 1988
  • Лингвопсихология речевой деятельности, Зимняя И.А., 2001
  • Лингвопсихология речевой деятельности, Зимняя, И. А., 2001
  • Моральное суждение у ребенка, Пиаже, Ж., 2019
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Педагогическая психология, Выготский, Л.С., 1999
  • Психология интеллекта : пер. с фр., Пиаже, Ж., 2004
  • Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
  • Речь и мышление ребенка, Пиаже, Ж., 1999
  • Собрание сочинений. Т.4: Детская психология, Выготский, Л. С., 1984
  • Хрестоматия по истории психологии, период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов XX в.), под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, 301 с., , 1980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранные психологические труды : проблемы возрастной и педагогической психологии, Эльконин, Д. Б., 1995
  • Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2010
  • Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, учебное пособие, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, 400 с., , 1981

Авторы

  • Тюменева Юлия Алексеевна