Бакалавриат
2024/2025
Введение в memory studies: современные подходы к изучению культурной и коллективной памяти
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
5-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
«Введение в memory studies» - это образовательный курс, основная задача которого – дать обучающимся представление об истории дисциплины и современном состоянии исследований культурной памяти, основных подходов и методов. Особенностью курса является подход, направленный на пересмотр уже утвердившегося канона memory studies, применение подходов и методов интеллектуальной истории и истории идей. В рамках семинарских и лекционных занятий учащиеся смогут ознакомиться с теориями коллективной/культурной памяти М. Хальбвакса, П. Нора, Я. и А. Ассманов, Ю. М. Лотмана, Дж. Александер, Дж. Олик.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить учащихся с основными этапами развития дисциплины memory studies, дать представление об основных трудах в этой области и их авторов.
- Дать студентам основные представления о методах анализа научных концепций с использованием инструментария интеллектуальной истории и сетевого анализа.
- Дать представление об актуальных подходах современных исследований культурной памяти.
- Освоение навыка командной работы.
- Освоение навыка подготовки видео-эссе.
Планируемые результаты обучения
- Студент сформирует представление об актуальных научных дискуссиях, проблемных полях и лакунах современных исследований культурной памяти
- Студент сформирует навык сетевого и дискурс-анализа теоретических и историографических текстов
- Студент сформирует компетенцию, связанную с инкорпорированием проблематики memory studies в индивидуальных проектах студентов
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Интеллектуальные истоки дисциплины.
- Раздел 2. Проблемные поля memory studies.
- Раздел 3. Актуальные теоретические проблемы и вызовы memory studies.
- Раздел 4. Исследования культурной памяти в СССР и России.
Элементы контроля
- Коллективная презентацияПрезентация выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая из презентаций посвящена одному теоретическому тексту, связанному с memory studies. Основная задача задания – проанализировать текст с точки зрения того, как в нем используются другие теоретические работы, а также как в нем воспроизводятся другие концепты и теории. Запись на участие в презентации осуществляется в течение недели с первых двух занятий. За выполнение задания можно получить от 0 до 20 баллов.
- Видео-эссеЗадание выполняется в паре. Форма работы, в которой совмещается классическая работа по анализу и презентации конкретной темы/вопроса в области исследований культурной памяти на выбор учащегося (необходимо согласование с одним из преподавателей курса). Для успешного выполнения задания учащийся предоставляет документ под названием «Сценарий видео-эссе», в котором описывает основные смысловые и монтажные элементы, а также воспроизводит текст. Кроме того, на занятии в конце модуля студент представляет видео-ролик, выполненный в соответствии с представленным сценарием. За выполнение задания можно получить от 0 до 40 баллов.
- Работа на семинарахОтдельно преподаватели оценивают работу студентов на семинарских занятиях – активное участие в обсуждении литературы, презентаций других студентов, а также участие в групповых заданиях на семинарах. За работу на семинарах можно получить от 0 до 40 баллов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.7 * Видео-эссе + 0.15 * Коллективная презентация + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мардиева, Л. (2011). Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены). Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14031456
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kansteiner, W. (2002). Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. History & Theory, 41(2), 179. https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198