• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Введение в memory studies: современные подходы к изучению культурной и коллективной памяти

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 5-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

«Введение в memory studies» - это образовательный курс, основная задача которого – дать обучающимся представление об истории дисциплины и современном состоянии исследований культурной памяти, основных подходов и методов. Особенностью курса является подход, направленный на пересмотр уже утвердившегося канона memory studies, применение подходов и методов интеллектуальной истории и истории идей. В рамках семинарских и лекционных занятий учащиеся смогут ознакомиться с теориями коллективной/культурной памяти М. Хальбвакса, П. Нора, Я. и А. Ассманов, Ю. М. Лотмана, Дж. Александер, Дж. Олик.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с основными этапами развития дисциплины memory studies, дать представление об основных трудах в этой области и их авторов.
  • Дать студентам основные представления о методах анализа научных концепций с использованием инструментария интеллектуальной истории и сетевого анализа.
  • Дать представление об актуальных подходах современных исследований культурной памяти.
  • Освоение навыка командной работы.
  • Освоение навыка подготовки видео-эссе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент сформирует представление об актуальных научных дискуссиях, проблемных полях и лакунах современных исследований культурной памяти
  • Студент сформирует навык сетевого и дискурс-анализа теоретических и историографических текстов
  • Студент сформирует компетенцию, связанную с инкорпорированием проблематики memory studies в индивидуальных проектах студентов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Интеллектуальные истоки дисциплины.
  • Раздел 2. Проблемные поля memory studies.
  • Раздел 3. Актуальные теоретические проблемы и вызовы memory studies.
  • Раздел 4. Исследования культурной памяти в СССР и России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллективная презентация
    Презентация выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая из презентаций посвящена одному теоретическому тексту, связанному с memory studies. Основная задача задания – проанализировать текст с точки зрения того, как в нем используются другие теоретические работы, а также как в нем воспроизводятся другие концепты и теории. Запись на участие в презентации осуществляется в течение недели с первых двух занятий. За выполнение задания можно получить от 0 до 20 баллов.
  • неблокирующий Видео-эссе
    Задание выполняется в паре. Форма работы, в которой совмещается классическая работа по анализу и презентации конкретной темы/вопроса в области исследований культурной памяти на выбор учащегося (необходимо согласование с одним из преподавателей курса). Для успешного выполнения задания учащийся предоставляет документ под названием «Сценарий видео-эссе», в котором описывает основные смысловые и монтажные элементы, а также воспроизводит текст. Кроме того, на занятии в конце модуля студент представляет видео-ролик, выполненный в соответствии с представленным сценарием. За выполнение задания можно получить от 0 до 40 баллов.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Отдельно преподаватели оценивают работу студентов на семинарских занятиях – активное участие в обсуждении литературы, презентаций других студентов, а также участие в групповых заданиях на семинарах. За работу на семинарах можно получить от 0 до 40 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.7 * Видео-эссе + 0.15 * Коллективная презентация + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мардиева, Л. (2011). Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены). Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14031456

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kansteiner, W. (2002). Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. History & Theory, 41(2), 179. https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна