Магистратура
2024/2025
Преподавание дизайна в высшей школе
Статус:
Курс по выбору (Современные технологии преподавания дизайна и искусства)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Школа дизайна
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Современные технологии преподавания дизайна и искусства
Язык:
русский
Кредиты:
12
Программа дисциплины
Аннотация
Программа написана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Приводятся сведения по истории дизайна и зарубежной школах, рассматриваются современные подходы к формированию дизайнерской культуры у подрастающего поколения, рассматриваются межпредметные связи курса «Дизайн в высшей школе» с другими дисциплинами, раскрываются дидактические принципы, методы и средства обучения дизайну, особое внимание уделяется профессионально-личностным качествам, необходимым для успешного преподавания предмета. Дисциплина посвящена изучению основных вопросов преподавания дизайна в высшей школе от истоков дизайн-образования до лучших педагогических практик, выработанных в ведущих учебных заведениях России и за рубежом. В результате изучения дисциплины студенты приобретают специализированные знания в области технологий обучения и дидактики. «Российской школе нужны новые модели обучения творческим предметам, адекватно отвечающие на вызовы времени, прежде всего, это касается изучения новых технологий и их применения в учебном процессе, знакомства детей с современными дизайнерскими практиками». Например, на уроках ИЗО и технологии школьников нужно учить работать с данными, с визуальной и текстовой информацией, осваивать 3D-печать, разрабатывать интерфейсы для коммуникации. Есть возможности для моделирования и конструирования с использованием цифровых технологий, создания макетов книг и журналов, занятий художественной фотографией, изучения основ искусства телевидения и многого другого. Меняя содержание, акцент нужно делать на развитии творческих способностей каждого ученика. Эти знания и умения необходимы студентам с целью дальнейшей возможности обучать других. Предназначена в помощь студентам и педагогам для реализации школьного образования по изобразительному искусству (дизайн). Значительное время в изучении программного материала отводится проектной и практической деятельности студентов.
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области дизайна и истории его развития; изучение современного дизайна как основы создания художественного объекта прикладного или промышленного назначения (в форме проекта), производимого в современном мире. Задачи дисциплины - изучить современные способы создания художественно-промышленного продукта различного назначения, обладающего функциональной целесообразностью, эстетической ценностью и новизной, то есть современным дизайном; изучить стилевые особенности при создании единичного изделия или композиционного ансамбля. Научиться выполнять профессиональные проекты.
Планируемые результаты обучения
- Способность студентов к применению педагогических инноваций. Способность обучить дизайну.
- Студенты знают основные составляющие дизайна, разбираются в композиции, формообразовании, цветовой палитре, фактурах материала
- Студенты знают следующие темы: Послевоенный дизайн. Дизайн в стиле hi-tech. Эко-дизайн. Арт-дизайн в проектировании XX-XXI вв. Концептуальные основы обучения современному дизайну в российских и зарубежных школах дизайна.
- Студенты изучат следующие темы: Инновационные материалы в дизайне. Материал в современном дизайне. Дизайн выставочного пространства. Виды современного дизайна.
- Учащиеся знают и могут применить на практике основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству и дизайну
- Учащиеся знают историю дизайна, основные этапы развития, дизайн-школы Веркбунд, Баухауз, ВХУТЕМАС, разбираются в тенденциях современного дизайна
Содержание учебной дисциплины
- Содержание дизайна
- История развития дизайна
- Современный дизайн как основа создания художественного объекта прикладного или промышленного назначения, производимого в современном мире.
- Связь материаловедческой и технологической базы с развитием дизайна
- Методические рекомендации по организации обучения дизайну
- Высшее образование а области искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна как сложный социальный феномен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module.
- 2024/2025 2nd module.
- 2024/2025 3rd module.
- 2024/2025 4th module.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Алексеев, А. Г. Дизайн-проектирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Алексеев. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. — 90 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11134-7 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0405-2 (Изд-во КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444529 (дата обращения: 28.08.2023).
- Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие / В.Н. Молотова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939063
- Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие / В.Н. Молотова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1009458
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бионика для дизайнеров : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07462-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/423115 (дата обращения: 28.08.2023).
- Воронова, И.В. Основы современной шрифтовой культуры : практикум по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / И.В. Воронова. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 72 с. - ISBN 978-5-8154-0437-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041147
- Носова, Е.А. Основы производственного мастерства : учеб. наглядное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Е.А. Носова. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 131 с. - ISBN 978-5-8154-0452-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041199
- Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство: художественные работы по дереву : учебник для среднего профессионального образования / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12507-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447664 (дата обращения: 28.08.2023).
- Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10584-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430881 (дата обращения: 28.08.2023).