• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Языковая политика

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данный курс позволит студентам, обучающихся на магистерской программе «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», приобрести базовые знания в области социолингвистики и социолингвистической теории. Курс «Языковая политика» состоит из четырех частей. Первая вводная, в которой мы постараемся понять сущность связи между обществом и языком. Также, мы изучим различные аспекты социолингвистических исследований, включая вариативную социолингвистику, культурно-языковые сдвиги, и языковые практики в мультилингвальных общинах. Мы также изучим каким образом гендерный пол, социальный класс/статус, и возраст влияют на языковое поведение людей и на их отношения к языку на ровне с такими факторами как социокультурные, экономические, политические аспекты социума. У студентов будет возможность изучить социолингвистические феномены в определенных кейсах, включая сферу образования и языковой судебной экспертизы. Задача второй части курса – расширить представления студентов о функционировании языка в современной городской среде и обсуждение языковой политики в этих условиях. Курс способствует выработке у студентов профессиональных навыков исследовательской работы в области социолингвистического изучения многоязычия в городе (мегаполисе). В фокусе третей части курса являются изучение особенностей языковой политики на территории современной России и бывшего СССР по отношению к государственному языку России, официальным языкам регионов России и языкам миноритарных языковых групп, а также государственным языкам других постсоветских государств; анализ типологии многоязычных ситуаций; изложение истории советской и российской языковой политики; оценка отдельных языковых ситуаций в зависимости от конкретных факторов; анализ эффективности языковой политики современной России для целей сохранения языкового разнообразия. Четвертая часть курса является продолжением третей части, и целью которой является ознакомление студентов с междисциплинарной областью языковой политики и планирования в международном контексте. Более конкретно мы рассмотрим, как языковая политика и стратегии планирования, используемые в разных странах, реагируют на быстро меняющиеся статусы и функции языков в постмодернистском обществе 21 века. Кроме того, будет подчеркнута фрагментация пересекающихся и конкурирующих идентичностей, связанных с новыми формами многоязычной среды, а также влияние доминирующих/недоминирующих языковых идеологий на использование языка. В данной части курса мы проведем анализ современных методов исследования, используемых при изучении языковой политики и планирования. Кроме того, мы критически рассмотрим роль английского языка в эпоху глобализации. Мы также сфокусируем внимание на все более влиятельную роль средств массовой информации в современном обществе. Кроме того, мы рассмотрим различные стратегии языковой политики, которые используются в различных частях мира: Африке, Европейском Союзе, Америке и Азии. Наконец, мы обратимся к понятию безопасности и посмотрим, какую роль в ней должна играть языковая политика.