• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Управленческий консалтинг и организационное развитие

Направление: 27.04.05. Инноватика
Когда читается: 2-й курс, 1, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина посвящена изучению вопросов управленческого консультирования и использования передовых методов управления в качестве ресурса организационного развития. Обучение направлено на формирование практических навыков поиска, анализа, оценки, применения и создания новых знаний по запросу клиентов в реальных проектах в отличие от классического подхода, ориентированного на предоставление готовых знаний с последующим контролем их усвоения. При этом учитываются существующие тренды и вызовы в организационном развитии, в том числе цифровизации процессов и технологий, роста командности, практик лидерства, моделей групповых решений и современного менеджмента. Студенты, освоившие дисциплину, приобретают знания и навыки в области диагностики управленческой деятельности на предприятиях и в организациях, разработки рекомендаций по организационному развитию; содействию лицам, обладающим соответствующими полномочиями, при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Курс имеет ярко выраженную практическую направленность и включает современные кейсы Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ) России. Изучение дисциплины предполагает выполнение слушателями конкретных заданий, кейсов и проектов в сфере малого и среднего бизнеса с использованием инструментария организационного и проектного консалтинга. Применяется формирующее и мотивирующее оценивание обучающихся с балльно-рейтинговой оценкой, основанное на активности и вовлеченности студентов в обсуждаемые темы, прохождении квиза по этике консультирования, устного опроса и выполнении практических заданий. По окончании курса предусмотрена защита плана консалтингового проекта, охватывающая изученные темы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирование у слушателей компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в области консультирования по управлению и организационному развитию. Предметной областью является оказание консультационной помощи, направленной на оптимизацию и развитие системы управления организацией посредством экспертизы, рекомендаций, проектов организационного устройства и программ действий, основанных на лучших практиках и соответствующих целям организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критически оценивает модели консалтинга с точки зрения области их применения
  • Решает этические дилеммы
  • Применяет адекватные методы организационной диагностики и целенаправленным образом обобщает результаты для выработки рекомендаций по проведению изменений в клиентской организации
  • Анализирует и систематизирует информацию о поведении человека из различных вербальных и невербальных источников
  • Разрабатывает систему организационных интервенций с целью решения стратегических, тактических и оперативных задач компании
  • Демонстрирует владение навыками презентации, фасилитации, убеждения, ролевой гибкости, менторинга, коучинга
  • Применяет методы эффективной командной работы в рамках выполнения задания
  • Умеет управлять консалтинговым проектом и совершенствовать технологии консультирования
  • Применяет полученные знания в консалтинговых проектах по управлению персоналом
  • Ориентируется в мире управленческого консультирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Особенности консультационной деятельности. Модели консалтинга.
  • Тема 2. Личность и образ жизни консультанта. Модель компетенций по международному стандарту СМС. Ценности и принципы этики в консалтинге.
  • Тема 3. Основы организационной диагностики.
  • Тема 4. Подходы и инструменты оценки персонала. Методы диагностики организационной культуры
  • Тема 5. Разработка программы консультирования. Сопровождение и поддержка организационных изменений в системе управления.
  • Тема 6. Навыки личного взаимодействия в консалтинговых проектах: презентации, убеждение, влияние, ролевая гибкость.
  • Тема 7. Методы групповых коммуникаций консультанта по управлению. Командообразование в консультационном проекте.
  • Тема 8. Управление консалтинговым проектом, варианты его завершения и совершенствования технологий консультирования.
  • Тема 9. Практики консультирования по управлению персоналом.
  • Тема 10. Консультирование как бизнес. Специфика управленческого консалтинга в разных странах мира.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Занятия проходят с использованием деловых игр, групповых дискуссий. На каждом занятии есть установочные задания или модели для отработки.
  • неблокирующий Квиз по этике консалтинга
    Тест включает 6 ценностных и 4 поведенческих дилеммы консультанта по управлению. Длительность тестирования 20 минут. Типы вопросов: 1) выбор одного или нескольких вариантов ответов; 2) содержательный ответ по решению поведенческой дилеммы консультанта
  • неблокирующий Промежуточные кейсы
    В ходе занятий предлагается выполнить кейсы по управленческому консалтингу в групповом формате (5-6 чел.).
  • неблокирующий Устный экспресс-опрос
    В конце курса предусмотрен устный экспресс-опрос, включающий вопросы теоретического и методического характера. Дата опроса фиксируется преподавателем. Время на подготовку ответов не предусматривается. При этом студенты могут пользоваться всеми материалами по дисциплине.
  • блокирующий Экзамен в формате защиты плана консалтингового проекта (блокирующий)
    Цель – продемонстрировать освоение диагностического этапа управленческого консалтинга и владения методами планирования и представления результатов консалтингового проекта. Задачи: - в соответствии с запросом клиента отобрать набор методов организационной диагностики; - провести процедуру организационной диагностики и получить результаты; - при необходимости переформулировать запрос клиента в соответствии с результатами диагностики; - провести анализ результатов и подготовить первичное предложение клиенту в формате плана работ; Презентация по плану консалтингового проекта присылается за день до защиты и представляется в формате Pover Point. Максимальный объем презентации – 12 слайдов (12 минут).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Активность на занятиях + 0.1 * Квиз по этике консалтинга + 0.2 * Промежуточные кейсы + 0.1 * Устный экспресс-опрос + 0.4 * Экзамен в формате защиты плана консалтингового проекта (блокирующий)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования, Дудченко, В. С., 2004
  • Методы развития организации, Организации : природа. Цели. Стадии развития. Патологии. Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Методы решения управленческих задач. Управленческое консультирование нововведений, ил. авт. ; лит. ред. О. П. Пригожина, 2-е изд., перераб. и доп., 843 с., Пригожин, А. И., 2017
  • Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
  • Практика бизнеса : записки консультанта, Альтшулер, И. Г., 2006
  • Процесс консалтинга : построение взаимовыгодных отношений "клиент-консультант", Шейн, Э. Г., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Инструменты McKinsey : лучшая в мире практика решения бизнес-проблем, Расиел, И. М., 2009
  • Как заработать на консалтинге, Кросман, Ф. М., 2001
  • Марвин Бауэр, основатель McKinsey & Company : стратегия, лидерство, создание управленческого консалтинга, Эдершайм, Э., 2006
  • Победить с помощью инноваций : практ. руководство по изменению и обновлению организации, Ташмен, М., 2014
  • Руководство по управленческому консалтингу, Бисвас С., 2004
  • Управление проектом. Основы проектного управления : учебник, Разу М.Л., 2011
  • Управленческий консалтинг корпоративных организаций : учебник, Блинов А.О., Бутырин Г.Н., 2002
  • Управленческий консалтинг, Макхэм, К., 1999
  • Управленческое консультирование : индустрия знаний, символ. капитал или новая мода, , 2008

Авторы

  • Лобанова Татьяна Николаевна
  • Смирнова Софья Игоревна